Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Стратегии формирования профессиональной репутации русских эмигрантов и писателей-самоучек

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-512-520

EDN: VYJFTI

Аннотация

Проанализированы способы конструирования писательской репутации в исключительных культурных условиях, связанных с вытеснением целых генераций авторов на периферию литературного процесса и отсутствием у них «права на творчество». Сопоставляется опыт двух условно выделяемых обширных и разнородных групп – писателей из народа, пытавшихся заявлять о себе в начале XX века как о самостоятельном течении, и представителей русской литературной эмиграции. Помимо ряда общих черт (попадание в слепую зону общепризнанной художественной словесности, внутренняя замкнутость, ведущая к тому, что основная масса читателей принадлежит к той же среде, что и писатель, отсутствие экономической выгоды от публикации произведений), писатели-самоучки и эмигранты прибегали к схожим стратегиям формирования репутации. Было выявлено, что представители обеих групп формулировали объединяющую их благородную миссию, направленную на служение национальной литературе, обращались к опыту и поэтике писателей-пред-шественников для конструирования собственной литературной традиции, легитимирующей их особенный творческий путь, пытались структурировать своё суб-поле посредством создания объединений и кружков, а также критической рефлексии текущего литературного процесса.

Об авторах

Ю. В. Каминская
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Россия

Каминская Юлия Вадимовна, аспирант, преподаватель кафедры журналистики и литературоведения Института филологии и языковой коммуникации

660041, Российская Федерация, г. Красноярск, пр-т Свободный, 79



О. А. Толстоноженко
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Россия

Толстоноженко Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры журналистики и литературоведения Института филологии и языковой коммуникации

660041, Российская Федерация, г. Красноярск, пр-т Свободный, 79



Список литературы

1. Тиханов Г. Русская эмигрантская литературная критика и теория между двумя мировыми войнами // История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 335-367.

2. Шевеленко И. Модернизм как архаизм. Национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 336 с.

3. Агафонова Я. Классика для народа в адаптациях Постоянной комиссии по устройству народных чтений // Новое литературное обозрение. 2019. № 2. С. 77-93.

4. Калинин И. Угнетённые должны говорить: массовый призыв в литературу и формирование советского субъекта, 1920-е – начало 1930-х годов // Там, внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории России: сб. ст. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 587-663.

5. Космач Т. Нашим судьям // Прибой: III. М.: Нар. кружок, 1905. С. 13-14.

6. Горячая С.В. Сменовеховцы 20–30-х годов: оценка большевистского опыта реформирования России: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Ростов н/Д., 2004.

7. Бунин И.А. Миссия русской эмиграции // Руль. 1924. № 1013. С. 5-6.

8. Толстоноженко О.А. К вопросу о конструировании профессиональной идентичности писателей-самоучек в начале XX века // Летняя школа по русской литературе. 2019. № 2–3. С. 207-220.

9. Чагин А.И. Перекрёсток // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). Т. 2. Ч. II. М.: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам, 1997. С. 181-183.

10. Ходасевич В.Ф. По поводу «Перекрёстка» // Возрождение. 1930. № 1864. С. 3-4.

11. Злобин В.А., Терапиано Ю.К., Энгельгардт Л.Н. От редакции // Новый корабль. Париж, 1927. № 1. С. 4.

12. Налегач Н.В. Анна Ахматова и «Парижская нота»: к вопросу о поэтическом влиянии // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 3 (190). С. 24-35.

13. Терапиано Ю.К. О новых книгах стихов // Круг. Кн. 2. Берлин: Парабола, 1937. С. 160-173.

14. Коростелёв О.А. «Парижская нота» и противостояние молодежных поэтических школ русской литературной эмиграции // Литературоведческий журнал. 2008. № 22. С. 3-50.

15. Чуковский К.И. Анна Ахматова // Чуковский К.И. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 5. М.: Агентство ФТМ, Лтд., 2013. С. 195-229.

16. Мельников Н.Г. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, статьи, пародии. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 688 с.

17. Яновский В.С. Поля елисейские: книга памяти. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 335 с.

18. Одоевцева И.В. На берегах Сены. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 163 с.

19. Шруба М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890–1917 годов: Словарь. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

20. Шар Ю. Литератор // Пробуждение: Литературно-художественный альманах писателей из народа. Кн. первая / под ред. И.А. Назарова. Суздаль, 1912. С. 37-38.

21. Каспэ И. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

22. Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. М.: Языки славянской культуры, 2001. 451 с.

23. Ходасевич В.Ф. Подземные родники // Новый корабль. 1927. № 2. С. 25-28.

24. Ходасевич В.Ф. О советской литературе // Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922–1939. М.: Согласие, 1996. С. 419-425.


Рецензия

Для цитирования:


Каминская Ю.В., Толстоноженко О.А. Стратегии формирования профессиональной репутации русских эмигрантов и писателей-самоучек. Неофилология. 2020;6(23):512-520. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-512-520. EDN: VYJFTI

For citation:


Kaminskaya Yu.V., Tolstonozhenko O.A. Strategies for building a professional reputation of Russian emigres and self-educated writers. Neophilology. 2020;6(23):512-520. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-512-520. EDN: VYJFTI

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)