Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 6, № 23 (2020)

РУССКИЙ ЯЗЫК

429-438 11
Аннотация

Проблематика работы связана с исследованием процесса заимствования, который в связи с протекающим на всех уровнях жизни российского общества процессом глобализации выдвигается на первый план как фактор современного языкового развития. В качестве предмета исследования рассмотрены лексические единицы, транслируемые в русскую языковую систему из японского языка. Источником исследования послужили словари иностранных слов, неографические справочники, а также толковые словари, отражающие языковые изменения. Кроме того использовались данные Национального корпуса русского языка и электронных СМИ, наиболее активно обеспечивающие вхождение иноязычий в русский язык. Материал представляет собой японские инолексемы, репрезентирующие разные варианты общенародного языка – стандарт (литературный язык) и субстандарт. Цель исследования – показать функциональные сдвиги в системе современного русского языка на примере японских слов, вошедших в русский лексический фонд и усиливших свою деривационную активность как показатель роста их креативных способностей в языке-реципиенте. Установлено, что словообразовательная активизация японских заимствований в современном русском языке отражает, безусловно, процессы интернационализации и глобализации в речевой культуре и социуме, а также характерное для современного медийного словопроизводства активное сочетание исконных и иноязычных строевых элементов. Отмечено, что в настоящее время именно сфера интернет-коммуникации протежирует функционированию словарных инноваций и тем самым активизирует лексическую динамику русского языка, акцентируя соответствующую сторону его интернетизации.

439-447 8
Аннотация

Посвящено описанию термина «тезаурус» как составляющей категории «языковая личность». Представлен краткий обзор научной информации, посвящённой формированию значений и статуса данных терминов в современной лингвистике. Обоснована мысль о том, что в практике жизни общества отмечается стремление у обучающихся к выявлению, уточнению и пониманию огромного количества терминов, связанных с современными реалиями жизни (глобализация, интеграция, информатизация, вестернизация и др.). Подчёркнуто, что в сфере профессиональной подготовки специалистов особую актуальность приобретают современные терминологические словари, в частности специальные словари – тезаурусы. Особо отмечена необходимость повышения качества подготовки будущего специалиста на основе формирования и совершенствования его тезауруса как одной из важных составляющих языковой личности.

ОНОМАСТИКА

448-455 11
Аннотация

Рассмотрены топонимы, имеющие соотнесённость с одним и тем же апеллятивом или восходящие к одному и тому же антропониму или к одной и той же фамильной антрополексеме. Доказывается, что подобного рода номинация топонимов противоречит основному их назначению – называть единичные объекты, и рождает помехи на уровне коммуникации. Обоснованы основанные на оппозиции нумеративный и противопоставительный способы образования топонимов. Установлено, что эти способы не следует считать однородными, поскольку в них участвуют разного рода вспомогательные средства индивидуализации, дифференции. Нумеративная дифференциация порождает дифференциальное противопоставление, которое служит для различения двух тополексем и образуется с помощью прибавления к каждому из противопоставляемых топонимов дополнительного признака в виде порядковых числительных. В этом случае речь идёт о создании так называемого эквиполентного (равнозначного) противопоставления. Подобное отмечается во многих топонимических системах мира (особенно в урбанонимах). Противопоставительный способ номинации населённых пунктов основан на бинарной оппозиции – в структуре ойконимов наличествуют в качестве дифференциаторов антонимические пары типа Большой – Малый, Старый – Новый. В качестве иллюстративного материала используются казахские топонимы и топонимы Тамбовской области.

456-462 13
Аннотация

Проанализирована языковая метафора как средство образования нового значения слова. Рассмотрены разновидности метафоры – когнитивная и концептуальная – в понимании зарубежных и отечественных лингвистов докогнитивного и когнитивного периодов. Сделан вывод о корректности применения терминологического сочетания концептуальная метафора в отношении языкового явления. Этот вопрос актуален в настоящее время, так как ассоциативный перенос при присвоении объектам и лицам именований широко распространён в современной ономастике. Кроме того, в профессиональных коллективах, в рамках бытования жаргона, метафора представляет собой универсальный инструмент образования прозвищ. Приведён пример использования концептуальной метафоры для создания прозвищ российских военнослужащих. С когнитивной точки зрения описаны именования, данные за особенности внешнего вида, поведения, характера представителей армии. Исследование проведено на основе живого языкового материала, собранного методом анкетирования и прямого интервьюирования военнослужащих г. Санкт-Петербурга. Материал и результаты изыскания могут быть использованы в учебном процессе как в гражданских, так и в военных вузах на семинарах и спецкурсах по ономастике, а также при составлении «Словаря армейских прозвищ».

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

463-471 11
Аннотация

Цель работы – обосновать комплексный подход к изучению лингвистических особенностей письменного судебного дискурса Великобритании, описав его особенности с точки зрения профессиональной коммуникации и социальной практики. В частности, проведён последовательный анализ факторов, сыгравших основополагающую роль в формировании письменного судебного дискурса – формальной структуры правового дискурса и формального содержания (источников) судебного дискурса. Источники (тексты предыдущих решений и тексты законодательных актов) превращают тексты судебных решений в многослойное повествование, в котором можно наблюдать различные процессы: юридическое толкование, реконтекстуализацию обыденного в профессиональном юридическом пространстве, номинацию фактов и действий в соответствии с правовыми реалиями и т. д. Эти и другие особенности привносят динамику в юридический профессиональный дискурс, который зачастую рассматривается как статичный и сугубо консервативный. Понимание природы и соотношения этих составляющих, по мнению автора, имеет большое значение для анализа лингвистических особенностей письменного судебного дискурса. На основе проведённого анализа выделены основные характеристики письменного судебного дискурса англо-саксонской системы и определены рамки дальнейшего изучения его лингвистических особенностей. С точки зрения автора исследование феномена профессионального дискурса носит междисциплинарный характер, в частности, изучение письменного судебного дискурса опирается на позиции социологов, лингвистов, философов и правоведов. Использованы методы синтеза, описания, а также сопоставительный и контекстуальный методы. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии комплексного подхода к изучению профессионального дискурса как средства актуализации определенной социальной практики.

472-482 9
Аннотация

В исследовании, обширным фактическим материалом для которого послужили произведения, включённые в Собрание сочинений К.Г. Паустовского, на примере функционирования лексемы лес, коррелирующей с широким спектром атрибутивов и предикатов, реконструирован значимый фрагмент языковой картины мира К.Г. Паустовского. Учитывая важную роль в художественном мировосприятии писателя колористической составляющей, представляется целесообразным выявить специфику индивидуально-авторской цветовой перцепции и визуализации леса. В результате проведённого исследования: 1) установлен колористический спектр, используемый писателем для визуализации леса; 2) определены доминанты этого спектра; 3) выявлен функциональный потенциал терминов цвета; 4) определена детерминированность колористической характеристики леса; 5) установлено соотношение национального и индивидуально-авторского в цветовой визуализации леса; 6) описана специфика авторской манеры цветописи, что в комплексе послужит целостной реконструкции колористической картины мира писателя. Теоретической основой исследования являются ключевые положения лингвистики цвета, методологической – комплекс методов, используемых на разных этапах работы, включая метод сплошной выборки, описательно-аналитический, контекстуальный, количественной обработки данных.

483-495 18
Аннотация

Статья создана на стыке двух наук – литературоведения и когнитивной лингвистики. Поставлена актуальная проблема художественного смысла динамизма содержания концептов БЕЗМОЛВИЕ, МОЛЧАНИЕ и ПУСТОСЛОВИЕ в романе Захара Прилепина «Обитель». Обоснован вывод о том, что исторические и авторские интерпретации названных концептов используются для выражения авторского сознания, что семантическое содержание изучаемых концептов БЕЗМОЛВИЕ, МОЛЧАНИЕ и ПУСТОСЛОВИЕ служит в романе Захара Прилепина художественно-эстетическим обоснованием причин духовного кризиса русского общества начала ХХ столетия. Писатель, демонстрируя вытеснение изначального Евангельского содержания концепта БЕЗМОЛВИЕ (достижение святости), а также возникновение дополнительных его интерпретаций, которые формируются в тексте прилепинского произведения на основе периферийных смыслов в авторской интерпретации концептов МОЛЧАНИЕ (ограниченность ума) и ПУСТОСЛОВИЕ (идеологическая пропаганда), утверждает главную идею романа «Обитель», говорящую о губительности для России отказа от православного идеала в постреволюционный период.

496-502 9
Аннотация

Сбой в определении грамматической категории рода имён прилагательных, порядковых числительных и притяжательных местоимений при речепорождении иностранцев, представляющих моноэтническую (китайскую) группу обучающихся, рассмотрен с позиции когнитивной лингвистики. Анализ письменных работ и устных высказываний студентов, изучающих русский язык как иностранный, позволил выявить механизм, приводящий к типичным ошибкам в данном аспекте русской грамматики. Категоризация по роду имен существительных происходит посредством когнитивных механизмов соотнесения и сравнения, а именно: по биологическому роду – мотивированное, по формальному признаку – немотивированное; категоризация по роду имён прилагательных, притяжательных местоимений и порядковых числительных, как категоризация вторичных (немотивированных) признаков, отсутствует у иностранных резидентов. Соответственно, для иностранца познаваемая категория, не обладающая онтологическим характером, становится тяжело преодолимым препятствием на начальном этапе изучения языка.

ТЕКСТОЛОГИЯ

503-511 10
Аннотация

Предмет статьи составляет калмыцкая сказка об орле и вороне, присутствующая в тексте повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836). Одна группа учёных считает, что эта сказка-притча была сочинена самим А.С. Пушкиным, автор представляет тех исследователей, которые признают эту сказку самостоятельной записью А.С. Пушкина во время поездки по оренбургскому краю. Несмотря на то, что эта сказка отсутствует в рукописях А.С. Пушкина и не выявлена в фольклоре российских калмыков, имеются серьёзные основания признать её оригинальным произведением калмыцкого фольклора. В этом убеждает структура сюжета этой сказки, становящаяся в ряд сказок о взаимоотношениях животных, запись аналогичной сказки у эвенов – народа тунгусо-маньчжурской группы, бытование такой же сказки у синьцзянских калмыков, наличие сведений о калмычке, которая рассказала эту сказку А.С. Пушкину, широкое распространение противопоставления орла и ворона в фольклоре народов мира, наличие подобных смысловых структур в указателях сказочных сюжетов и мотивов С. Томпсона. По характеру состава смысловых элементов и структуры сюжета можно судить о том, что ни А.С. Пушкин, ни кто-либо другой не мог сочинить такую сказку.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

512-520 5
Аннотация

Проанализированы способы конструирования писательской репутации в исключительных культурных условиях, связанных с вытеснением целых генераций авторов на периферию литературного процесса и отсутствием у них «права на творчество». Сопоставляется опыт двух условно выделяемых обширных и разнородных групп – писателей из народа, пытавшихся заявлять о себе в начале XX века как о самостоятельном течении, и представителей русской литературной эмиграции. Помимо ряда общих черт (попадание в слепую зону общепризнанной художественной словесности, внутренняя замкнутость, ведущая к тому, что основная масса читателей принадлежит к той же среде, что и писатель, отсутствие экономической выгоды от публикации произведений), писатели-самоучки и эмигранты прибегали к схожим стратегиям формирования репутации. Было выявлено, что представители обеих групп формулировали объединяющую их благородную миссию, направленную на служение национальной литературе, обращались к опыту и поэтике писателей-пред-шественников для конструирования собственной литературной традиции, легитимирующей их особенный творческий путь, пытались структурировать своё суб-поле посредством создания объединений и кружков, а также критической рефлексии текущего литературного процесса.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

521-529 11
Аннотация

Проанализирована специфика воплощения архетипа Коры, введённого
К.Г. Юнгом и К. Кереньи, применительно к образу Катерины, главной героини пьесы
А.Н. Островского «Гроза». Основное внимание уделено архетипичности образа Катерины. В процессе исследования были использованы сравнительно-типологический, исторический, биографический и интерпретационный методы. Благодаря анализу трудов В.В. Топорова, Е.М. Мелетинского, Н.А. Бердяева, Т. Элиота и проч. удалось выявить причастность Катерины архетипу Коры. Исследована специфическая обстановка жизни Катерины в семье Кабановых: зависимость от обстоятельств вынуждает героиню совершить измену с целью отыскать женское счастье. Было доказано, что образ Катерины, созданный А.Н. Островским и актуализирующий наиболее злободневные проблемы современного драматургу общества, является типичным для русской литературы «золотого века» в социальном и психологическом планах. Детальное изучение образа главной героини позволило прийти к выводу о том, что иллюзорность чувства и последующая обречённость на страдания воспроизводят устойчивый образ русской женщины, готовой для любви, но не получающей ничего взамен. Результаты данного исследования могут быть интересны всем, кто интересуется творчеством А.Н. Островского и архетипами в русской литературе XIX столетия.

530-540 12
Аннотация

Посвящено изучению эстетики Ф.М. Достоевского, в частности, эстетическому идеалу писателя. Вслед за Кантом, Гегелем, Шиллером русский писатель рассматривал идеал в антропологическом аспекте. Эстетический идеал писателя – человек, синтезирующий в себе нравственное и духовное. В теоретической мысли русского писателя звучит идея нравственной красоты. Гармония, благообразие служат лишь внешней оболочкой, когда моральная высота предстает эстетическим идеалом Ф.М. Достоевского. К этой красоте, истине стремятся его произведения. Вслед за образцами «положительной красоты» мировой и отечественной литературы и искусства Ф.М. Достоевский воссоздал в своих произведениях положительно прекрасных героев. Автор говорит о двойственности красоты, «двух безднах» человеческой души: «содомской» – низкой, греховной, связанной с красотой телесной, чувственной и «мадонской» – высокой, связанной с духовной красотой, человек может соединять в себе обе. Эстетический идеал писателя обращён к духовной красоте. Особый интерес представляет «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского. Именно в нём отчетливо звучит мысль об эстетическом идеале писателя. Вопрос об идеальном человеке рассматривается в контексте подземной (загробной) жизни в рассказе «Бобок» и надземном пространстве в «Сне смешного человека». В этих рассказах и обрамляющих их публицистических текстах раскрывается внутренняя динамика мировоззренческой позиции писателя: от констатации растления духа и бессмертия души («Бобок») до трагического прозрения истины («Кроткая») и к утверждению «живого» образа истины («Сон смешного человека»). В рассказе эксплицитно выражено преодоление столь мучительного противоречия между единичным и общим, между положительно прекрасным человеком и обществом.

541-547 6
Аннотация

Представлена репрезентация тела и телесности в индивидуальной картине мира И.А. Бунина. Выявлены особые моменты телесного изображения персонажа – переход в инобытие (процесс умирания и изображения мёртвого тела). Задача исследования – описание некоторых художественных принципов поэтики И.А. Бунина, анализ роли портрета в системе произведения. С этой позиции рассмотрены наиболее репрезентативные тексты («Игнат», «Господин из Сан-Франциско», «Сосны», «Весёлый двор», «Белая лошадь», «Аглая»). Выявлены антропологические и метафизические, бытийные функции изображения телесной составляющей портретного описания персонажей, а также отражение в описании героя эстетических принципов И.А. Бунина. В исследовании выделены некоторые общие особенности композиции рассказов, отношение героев к смерти, доминанты, которые отразились в портретном описании умирания: смерть как борьба, со всеми присущими атрибутами; предвкушение смерти, когда сюжет рассказа – это дорога, финалом которой становится уход из жизни; смерть как принятие своего путь. Анализ репрезентативных прозаических произведений позволяет сделать ряд обобщений и выводов: несмотря на различия жизненного пути героев, смерть становится преображающей силой. И.А. Бунин как признанный мастер детали проявляет своё скрупулезное видение и в этом аспекте: он описывает процесс умирания и физические изменения тела человека со всеми физиологическими особенностями. При этом, акцентируя внимание не только на «страшной» стороне процесса, но отмечая особую торжественность момента и неразрывную связь жизни и смерти.

548-556 17
Аннотация

Исследована научно-фантастическая литература 1920-х годов, связанная с темой тепловых лучей. Начатая в романе Г. Уэллса «Война миров» (1897) и повести А.Ф. Оссендовского «Бриг "Ужас"» (1913), в десятилетие после Октября она получила более широкое распространение. В каждом из произведений тепловые лучи получили своё название: «лучи смерти» в одноимённом романе Г. Доминика (1921), «фиолетовые лучи» в романе В.П. Катаева «Остров Эрендорф» (1924), «красный луч», или «луч жизни» в повести
М.А. Булгакова «Роковые яйца» (1924), тепловые лучи в романе А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1926–1927), «оранжевый луч» в повести А.Ф. Палея «Гольфштрем» (1927). Во всех литературных произведениях, в том числе и дореволюционных (кроме последнего – «Гольфштрема») тепловой луч играл крайне негативную роль в развитии человечества и цивилизации. Первыми применили оружие для уничтожения человечества марсиане, затем луч попал в руки гениальных учёных. Луч, созданный гениальными учёными, чаще всего оказывался в руках корыстных и одержимых людей, и русские писатели привносили серьёзное сомнение в сциентические устремления человеческого разума. Тема эта шла параллельно дороге нововременных поисков и открытий в области науки и техники: лазерное оружие в мире разрабатывалось как оружие массового поражения в будущих войнах планетарного масштаба. В советской печати его «окрестили» «дьявольскими лучами», а главное – попытались влить в поле социальных преобразований в обществе, которые принесла Октябрьская революция, и планы по установлению социалистического строя на всей планете. Центральное место уделено повести М.А. Булгакова «Роковые яйца», которая впитала не только достижения современной науки и техники, не только фантазии писателей – предшественников и современников, но и аллюзии на оккультные мотивы в литературе и культуре: чернокнижие доктора Фауста из драмы-мистерии И.В. Гёте «Фауст», заклинания из «Египетской книги мёртвых», старинный русский ритуал «Троецыплятницы», яичный мотив “ad ovo”. О механизме работы «красного луча» в повести говорят многочисленные оккультные детали.

557-565 17
Аннотация

Научно-фантастические произведения братьев Стругацких можно рассмотреть как единый художественный мир, претерпевающий с течением времени определённую эволюцию. Одним из показателей такого изменения становится соотношение мужских и женских героев в системах персонажей произведений. Прослежено (начиная от ранних произведений – «Путь на Амальтею», «Извне» – к более поздним – «Жук в муравейнике», «Улитка на склоне») подобное изменение. Вначале его можно заметить в количественной трансформации (появление женских образов в системах персонажей), а затем и в том, какое влияние они оказывают на сюжет, повествование (в том числе «авторские» отступления), в целом – на образ мира в произведениях Стругацких. При этом сделана попытка отвлечься от соотнесения творчества Стругацких с политическими и феминистскими теориями, выводы сформулированы на основе аналитического рассмотрения художественной формы самих литературных произведений. Героини появляются в своих традиционных амплуа. Но затем они из «помощников» становятся противниками в системе персонажей, приобретая враждебные мужским персонажам черты. Подобное изменение влияет, в свою очередь, на сюжеты произведений, трансформируя авантюрный сюжет (теперь не просто сюжет-исследование, но завоевание и преображение) и углубляя внутренний конфликт художественного мира братьев Стругацких.

566-572 11
Аннотация

Освещены некоторые особенности презентации образов пространства в поэзии Геннадия Айги, которые нередко оказываются связанными со временем и образами детства. Проанализированы природные топосы леса, поля и т. п., в том числе место отдельного растения, детское тело как место, а также места смерти. Сделан вывод, что образы детства способны задавать позитивный вектор истолкования природного пространства либо создавать смысловой контраст в контексте антропогенных мортальных пространств. Растительные топосы, наделяемые чертами детскости, и топосы детского тела рассматриваются с позиции общекультурного архетипа «божественного ребёнка». При этом, по нашему мнению, растительные образы могут быть соотнесены с национально-мифологическими образами родной культуры поэта, а гиперболизация тела ребёнка, представленного в качестве безграничного, всеобъемлющего пространства, есть индивидуально-поэтическая реализация образа гротескного тела.

573-584 16
Аннотация

Дан обзор постановок Тамбовского государственного академического ордена «Знак Почёта» драматического театра им. А.В. Луначарского пьес Л.М. Леонова «Нашествие» (премьера 3 октября 1943 г.), «Обыкновенный человек» (22 сентября 1945 г.), «Золотая карета» (9 октября 1971 г.). Собраны и проанализированы театральные рецензии 1940–1970-х гг., написанные тамбовскими авторами, среди которых – преподаватели Тамбовского государственного педагогического института (ныне – Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина). Рассмотрены особенности театрального воплощения драматургических произведений Л.М. Леонова на сцене провинциального театра. Обозначена многосторонняя связь творчества классика русской литературы ХХ века с Тамбовской землей. Прослежена динамика театрального и литературоведческого регионального интереса к драматургии Л.М. Леонова. Выявлены стилевые особенности театральных рецензий Р. Черняка, Л. Яковлева. Особое внимание уделено откликам тамбовских преподавателей-филологов, что позволило уточнить спектр научной и просветительской деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в разные годы, определить формы взаимодействия учебных и культурных организаций региона. Обозначены особенности пьес и их отражения в постановках. Определены отличительные черты сценического воплощения характеров персонажей пьес Л. Леонова тамбовскими актёрами.

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

585-590 18
Аннотация

Целью данного исследования является представление нового лексикографического продукта, идея которого разрабатывается инициативной группой учёных Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. В настоящее время в научном пространстве существует широкий круг исследований национальной языковой картины мира. Однако не было попытки системной фиксации и лингвистического анализа совокупности слов, составляющих такую её часть, как медиакартина. Между тем медиа в настоящее время являются законодателями мод как в сфере языка, так в области мысли. «Медиасловарь», как мы его себе представляем, призван, во-первых, создать реестр слов, которые можно считать ключевыми для текущего момента; во-вторых, выявить семантические изменения, происходящие с такими словами в медиадискурсе; в-третьих, проследить дальнейшую судьбу ключевых слов в языке. Подобная работа будет небезынтересна совершенно разным группам читателей: обычным потребителям медиаконтента, студентам филологических специальностей и факультетов журналистики, всем изучающим русский язык как иностранный, самим журналистам для корректировки своего речевого поведения. Но прежде всего наш проект обращён к научному сообществу, поскольку должно стать незаменимым инструментом в изучении текущего состояния языковой картины мира, отразить современный этап истории мышления, фиксировать последние динамические процессы в лексической системе. Принципиальным для нас является осуществление словарного издания в интерактивной форме, что согласуется с самим характером словника: ключевые слова – единица чрезвычайно подвижная и изменчивая. В данной работе содержится проект словарной статьи, который позволит дать представление о будущем лексикографическом издании.

591-598 13
Аннотация

Целью настоящего исследования стала демонстрация функционирования ключевых слов в текстах научно-популярной журналистики. Современный медиатекст создаётся с таким расчётом, чтобы быть не только информативным, но и привлекательным для читателя. В связи с этим возрастает роль контактоустанавливающих средств, в частности – обращение к ключевым словам эпохи. Рассмотрены особенности развёртывания фатических смыслов в научно-популярной журналистике, посвящённой исторической тематике. Представлен анализ фатических смыслов в двух случайным образом выбранных выпусках исторических журналов. Результатом анализа становится выделение двух групп ключевых слов, в результате обращения к которым журналистский текст приобретает дополнительные фатические смыслы. Первая группа слов – ключевые слова текущего момента, позволяющие соотнести публикацию, в которой дано обращение к историческому событию или историческому деятелю, с актуальной действительностью. Эта группа лексем позволяет журналисту сделать представленную публикацию политически острой и злободневной, а также дать оценку текущей политической ситуации через проведённую историческую параллель. Такое словоупотребление позволяет включить в историческую публицистику иронический подтекст. Вторая группа слов – ключевые слова отдельно взятой публикации, они позволяют наиболее полно характеризовать событие или персону, оказавшиеся в центре внимания журналиста. Это слова, которые соотнесены с актуальными для русской культуры ценностными смыслами. Они отличаются состоявшейся семантикой и характеризуют предмет речи, отношение к нему журналиста, а не соотносят тему с текущей политической ситуацией.

РЕЦЕНЗИИ

599-607 10
Аннотация

Проанализирована проблема эскапизма, кратко рассматривается её история и эволюция, отношение к проблеме в разные периоды истории. Анализ данной проблемы – основная цель данной работы. Предметом исследования являются тексты авторов, пишущих для детей и подростков, созданные за последнее десятилетие. На примере подростковой литературы последних лет наблюдается развитие эскапистского мотива, изменение отношения к нему и возможные причины подобной трансформации. Актуальность исследования состоит в том, что анализируются современные тексты, ещё не исследованные современным литературоведением, а проблема эскапизма рассматривается в соответствии с культурными и социальными тенденциями сегодняшнего времени. В процессе работы применялся комплексный метод исследования. Результатом изучения проблемы эскапизма можно назвать обзор современной подростковой литературы, в котором присутствует мотив бегства от реальности, а также некоторые наблюдения и выводы, которые могут быть полезны при изучении культурных и социальных проблем сегодняшнего времени. Сделан вывод о том, что эскапизм в современной подростковой литературе – это полноценный мотив и средство взаимодействия с реальностью. Область применения результатов исследования – изучение современных текстов литературы филологами, литературными критиками, преподавателями литературы, а также студентами и школьниками, заинтересованными в расширении и углублении литературных знаний.

ПЕРСОНАЛИИ. К 60-ЛЕТИЮ З.К. ТЕМИРГАЗИНОЙ

608-617 7
Аннотация

Приурочено к юбилею профессора Зифы Какбаевны Темиргазиной. Проанализирована её научно-исследовательская деятельность, связанная с разработкой теоретических и прикладных вопросов языкознания и такими его направлениями, как лингвистическая аксиология, прагмалингвистика, лингвистическая гендерология, политическая лингвистика, показана роль учёного в создании собственной лингвоаксиологической научной школы, определена её роль в подготовке научно-педагогических кадров для казахстанской высшей школы. Обзор трудов учёного позволил продемонстрировать новый подход к категории оценки, разработанный в её исследованиях, суть которого заключалась в определении синтаксического способа как основного языкового способа выражения этой категории – в оценочных высказываниях. На основе анализа трудов учёного, посвящённых разноаспектным явлениям языка, показан междисциплинарный характер её научных изысканий: язык рассматривается в непосредственной взаимозависимости и взаимоопределенности с фактами культуры, истории, познания, психологии, коммуникации. Результаты исследований учёного стали основой становления лингвоаксиологии и развития прагмалингвистики как современных научных направлений казахстанского языкознания и получили дальнейшее развитие в работах учеников её научной школы.

ПЕРСОНАЛИИ. ПАМЯТИ УЧЁНОГО ВЛАДИМИРА ГЕОРГИЕВИЧА РУДЕЛЁВА

618-624 12
Аннотация

Дан анализ научного наследия известного учёного, основателя Тамбовской лингвистической школы – Владимира Георгиевича Руделёва. В центре внимания работы учёного, которые прежде всего посвящены аспекту древнего пласта языка – русского и славянского письменного. Работы Владимира Георгиевича выгодно отличает использование разных методов, которые удачно под пером автора, взаимно помогая, дополняют друг друга: и этимологический, и сравнительно-сопоставительный, и использование методов смежных дисциплин, в частности этнографии. Славистический материал, связанный с графикой, позволял исследователю на широком фоне названий письменных знаков провести и этимологическое рассмотрение с попыткой установить указанные этапы системы письменных знаков с выявлением древнего, сакрального смысла при обращении к понятиям, традициям христианкой веры. Для объяснения древних славянских традиций автор закономерно обращается к разным данным от древних языков до современных русских говоров; известно, что это один из источников познания языка в древности, как и топонимия. В первые десятилетия второй половины XX века Владимир Георгиевич стал известным и как современно-перспективный, и как очень интересный фонолог, для которого была важна строгая системность организации единиц первого уровня языка с вниманием к синхронии и диахронии. В.Г. Руделёв избрал для своих последующих разнообразных исследований, в частности и грамматических, перспективный оппозиционный метод. С его помощью велись наблюдения и делались открытия в области частей речи русского языка.

625-631 13
Аннотация

Дан анализ поэтического наследия В.Г. Руделёва, известного отечественного лингвиста, доктора филологических наук, профессора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Убедительно доказано, что в поэзии В.Г. Руделёва особую актуальность имеют метафорические модели, связанные с осмыслением прецедентных феноменов мировой культуры. При этом культурные феномены обретают у поэта самые неожиданные сопряжения с лирическими сюжетами, что сообщает поэтической образности глубокую смысловую перспективу. В результате этого стирается грань между бытовым и бытийственным, между разными историческими эпохами и разными культурными опытами. Анализ выполнен на примере стихотворений «Одуванчик» и «Полёт Золотой Стрекозы в саду Поэта», в которых концептуальное ядро представлено набором метафор, по-разному кодирующих понятие «жизнь»: жизнь – борьба; жизнь – игра; жизнь – служение идее; жизнь – творчество; жизнь – полёт (риск). В поэтическом дискурсе эти метафоры вступают в резонанс с длительным культурным опытом читателя, что многократно умножает их имплицитную энергетическую ёмкость и сообщает художественной образности особую смысловую перспективу. Сделан вывод об определяющей роли метафорических моделей в репрезентации авторской картины мира и формировании оригинального идиостиля художника.

632-640 10
Аннотация

Проанализирована научная концепция профессора В.Г. Руделёва, которая оказала влияние на формирование проблематики, связанной с изучением языка традиционной народной культуры в Тамбовском регионе, и получила дальнейшее развитие в исследованиях его учеников, составив значительную часть научного наследия Тамбовской лингвистической школы. В центре внимания авторов статьи находится развитие идей кандидатской диссертации В.Г. Руделёва, посвященной изучению и описанию этнографической лексики народного жилища на Рязанской земле (была опубликована в Рязани в 1995 г.). Доказано, что предложенный В.Г. Руделёвым комплексный подход к описанию лексического материала позволяет рассматривать материал не как разрозненные лексические факты, а как сложную систему, в которой все слова, относящиеся к лексическому составу каждого говора, оказываются одновременно и противопоставлены друг другу и взаимосвязаны друг с другом. Установлено, что диссертационное сочинение В.Г. Руделёва носило новаторский характер, не утратило своего методологического значения для современной науки и оказывается концептуально важным для изучения тамбовских говоров. Идеи В.Г. Руделёва представляют, по сути, новый этап в развитии региональной филологии, являются методологической базой для сбора, описания и интерпретации локальной традиции, что способствует успешной работе представителей Тамбовской научной школы в совместных программах на всероссийском уровне.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)