Время детства и художественное пространство в поэзии Геннадия Айги
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-566-572
EDN: VMVIMN
Аннотация
Освещены некоторые особенности презентации образов пространства в поэзии Геннадия Айги, которые нередко оказываются связанными со временем и образами детства. Проанализированы природные топосы леса, поля и т. п., в том числе место отдельного растения, детское тело как место, а также места смерти. Сделан вывод, что образы детства способны задавать позитивный вектор истолкования природного пространства либо создавать смысловой контраст в контексте антропогенных мортальных пространств. Растительные топосы, наделяемые чертами детскости, и топосы детского тела рассматриваются с позиции общекультурного архетипа «божественного ребёнка». При этом, по нашему мнению, растительные образы могут быть соотнесены с национально-мифологическими образами родной культуры поэта, а гиперболизация тела ребёнка, представленного в качестве безграничного, всеобъемлющего пространства, есть индивидуально-поэтическая реализация образа гротескного тела.
Об авторе
Т. В. КудряковаРоссия
Кудрякова Татьяна Витальевна, аспирант, кафедра «Русский язык как иностранный» Международного института
432027, Российская Федерация, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32
Список литературы
1. Ермакова Г.А. Эстетические основы художественного мира Г.Н. Айги: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Чебоксары, 2004.
2. Айги Г. Разговор на расстоянии: статьи, эссе, беседы, стихи. СПб.: Лимбус Пресс, 2001. 304 с.
3. Ильина Г.Г., Мышкина А.Ф. Фольклорно-мифологическое значение фитонимов в поэтике чувашских произведений // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Тамбов: Грамота, 2016. Ч. 3. № 6 (60). C. 29-32.
4. Айги Г. Тетрадь Вероники // Айги Г. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Гилея, 2009. Т. 4. 155 с.
5. Михайлов Э.Л., Кисарина Ю.В. Структура образов в поэзии Г. Айги // Пушкинские чтения – 2017. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст: материалы 22 Междунар. науч. конф. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. С. 201-206.
6. Юнг К.Г. Божественный ребёнок: воспитание. М.: О. АСТ-ЛТД, 1997. 400 с.
7. Введенский А.И. Все. М.: ОГИ, 2011. 736 с.
8. Никитина А.В. Мифологические образы пространства в творчестве Г. Айги // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 3 (95). Ч. 2. C. 107-115.
9. Андреянова Е. Влияние супрематических идей К. Малевича на поэтические концепции пространства в творчестве Г. Айги 1960–1980-х годов // Летняя школа по русской литературе. СПб., 2017. Т. 13. № 3. С. 289-296.
10. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М: Языки славянских культур, 2008. Т. 4 (1). 1120 с.
11. Грауз Т. О неподцензурной музыке в поэзии Геннадия Айги // Интерпоэзия. 2018. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/interpoezia/2018/3/o-nepodczenzurnoj-muzyke-v-poezii-gennadiya-ajgi.html (дата обращения: 22.02.2020).
12. Никитина А.В. Геннадий Айги: ландшафты «здесь» и «там» // Никоновские чтения: в 2 т. М., 2016. Т. 2. С. 256-259.
Рецензия
Для цитирования:
Кудрякова Т.В. Время детства и художественное пространство в поэзии Геннадия Айги. Неофилология. 2020;6(23):566-572. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-566-572. EDN: VMVIMN
For citation:
Kudryakova T.V. Childhood time and literary space in the Gennadiy Aygi’s poetry. Neophilology. 2020;6(23):566-572. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-566-572. EDN: VMVIMN