Проблемы когнитивного дисбаланса в новостных сообщениях сетевых СМИ
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-365-377
Аннотация
Рассмотрена проблема языковой репрезентации событий, которая состоит в несоответствии значения и содержания заголовка и основного текста публикации, вследствие которого и возникают метаморфозы сетевого медиаобраза. Исследование посвящено феномену функционально-семантической неконгруэнтности заголовка и текста, которая искажает медиаобразы событий, формирующих информационную повестку популярных новостных лент и сетевых СМИ в Интернете. Проанализирован ряд публикаций из различных популярных сетевых СМИ, отобранных по рейтинговым показателям. Основное внимание уделено новостным публикациям, в которых смыслы, заложенные в заголовке, противоречат смысловому содержанию основного текста. В результате комплексного контент-анализа многочисленных примеров выделяются и описываются существенные смысловые различия между заголовками и полными текстами СМИ, определяются основные лингвистические причины данных противоречий и семантических сдвигов, ведущих к функциональным потерям. Выявлены и обозначены языковые проблемы восприятия и воздействия подобных медиаобразов на массовую аудиторию. Особое внимание уделено тому факту, что подобные изменения могут привести к серьѐзным нарушениям информационной картины дня и исказить еѐ. Предложены способы определения степени неконгруэнтности. Опираясь на выявление функционально-семантической неконгруэнтности заголовка и основного текста новостного сообщения, предложены принципы определения уровня кликбейтности, коэффициент токсичности. На основе изучения новостных сообщений в сетевых СМИ установлено, что подобная функционально-семантическая неконгруэнтность языковой репрезентации событий оказывает существенное влияние на состояние лингвистической и информационной безопасности всего интернет-пространства и его пользователей. Результаты исследования могут быть использованы учѐными в области массовой коммуникации, массмедиа, журналистики, а также практическими специалистами в сфере креативных индустрий, к которым относится медиапроизводство.
Об авторах
Г. Н. ТрофимоваРоссия
Трофимова Галина Николаевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Р. А. Савастенко
Россия
Савастенко Роман Андреевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Сарбаева М.Б. Информационный повод как масс-медийная категория: аспекты репрезентации // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб. ст. 3 Междунар. науч.-практ. конф. РУДН. М.: Изд-во РУДН, 2019. С. 47-54. https://elibrary.ru/nsnfvs
2. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. № 11 (160). C. 91-94. https://elibrary.ru/rsxgrn
3. Драчѐва Ю.Н. Медиаобраз локальной устной речевой культуры: когнитивно-языковые механизмы: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Архангельск, 2019. 39 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01010243184?page=1&rotate=0&theme=white
4. Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Сарбаева М.Б. Метаморфозы письменной речи в масс-медийном дискурсе // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб. ст. 3 Междунар. науч.-практ. конф. РУДН. М.: Изд-во РУДН, 2019. C. 55-63. https://elibrary.ru/vnvzjo
5. Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б. Дискурсивное сознание как фактор формирования медиапространства // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб. ст. 2 Междунар. науч.-практ. конф. М.: РУДН, 2018. С. 116-128. https://elibrary.ru/xngowt
6. Огилви Д. О рекламе. М.: Эксмо, 2003. 232 с. URL: https://leadzavod.com/wp-content/uploads/2016/10/Devid_Ogilvi_-_O_reklame.pdf
7. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. М.: Изд-во РАГС, 2002. 327 с. URL: https://www.phantastike.com/market/mark_territ/html/
8. Рожков И.Я., Кисмерѐшкин В.Г. Бренды и имидж: страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. М.: РИП-холдинг, 2006. 255 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002879419
9. Фѐдоров В.А. Россия как бренд. М.: Республика, 2005. 255 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002688151
10. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2007. № 4. С. 122-127. https://elibrary.ru/icdakv
11. Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 93-96. https://elibrary.ru/pjbapj
12. Хлопаева Н.А. Исследования медиапространства в процессе принятия управленческих решений // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2007. № 3. С. 106-118. https://elibrary.ru/ibgkpt
13. Великода Т.Н. Терминологизация общеупотребительной лексики: на материале английских геологических терминов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2014. 19 с. URL: https://viewer.rsl.ru/rsl01005551712
14. Драчѐва Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 134-146. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-2-89-13, https://elibrary.ru/xnotzx
15. Грабельников А.А. Особенности конвергентной журналистики // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 3. С. 79-83. https://elibrary.ru/tjgihp
16. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. М.: Красанд, 2013. 288 с. URL: https://zadocs.ru/informatika/3234/index.html
17. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные? М.: ФОКУС-медиа, 2010. 200 c. URL: https://www.newsman.tsu.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Журналистика-и-конвергенция.pdf
18. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Измерение значения // Семиотика и искусствометрия / сост. и ред. Ю.М. Лотман, В.М. Петрова. М., 1972. C. 282-297. URL: https://www.phantastike.com/semiotics/semiotika_i_iskusstvometriya/pdf/
19. Osgood C.E. Focus on Meaning: Explorations in Semantic Space. Hague: Mouton Publishers, 1979. 243 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/264647628_Linguistics_Focus_on_Meaning_Volume_I_Explorations_in_Semantic_Space_Charles_E_Osgood
20. McCauley C. The nature of social influence in groupthink: compliance and internalization // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 2. P. 250-260. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.2.250
21. Kameda T., Sugimori S. Psychological entrapment in group decision making an assigned decision rule and a groupthink phenomenon // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 65. № 2. P. 282-293. https://doi.org/10.1037/0022-3514.65.2.282
22. Королѐва М.А. Исследование влияния телевизионной рекламы на детей младшего школьного возраста с помощью метода семантического дифференциала // Вестник АГПА. 2009. № 1. С. 32-35. https://elibrary.ru/pwpxrh
23. Воейкова А.А. Ценностные аспекты русских и американских рекламных текстов и их анализ методом семантического дифференциала // Вестник ЧГУ. 2009. № 35. С. 27-30. https://elibrary.ru/jxnpia
24. Никоненко Л.В. Психосемантический подход к исследованию доверия // Акмеология. 2011. № 2. С. 70-78. https://elibrary.ru/peykfl
25. Багдасарян В.Э. «Когнитивное оружие» как инструмент десуверенизации. URL: http://rusrand.ru/docconf/kognitivnoe-orujiekak-instrument-desuverenizacii (дата обращения: 15.12.2022).
26. Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.: КАНОН-пресс-Ц, «Кучково поле», 2003. 464 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf
27. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2013. 499 p. URL: http://dspace.vnbrims.org:13000/jspui/bitstream/123456789/2224/1/Daniel-Kahneman-Thinking-Fast-andSlow-.pdf
28. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2020. 653 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01010422897
29. Пономарѐва Е.Г. Фальсификация истории Великой Отечественной войны – технология трансформации сознания // Обозреватель. 2016. № 5. С. 5-20. https://elibrary.ru/vwxqmz
30. Florida R. The Rise of the Creative Class, and How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. N. Y.: Basic Books, 2002. 421 p. URL: https://archive.org/details/riseofcreativecl00flor/page/n9/mode/2up
Рецензия
Для цитирования:
Трофимова Г.Н., Савастенко Р.А. Проблемы когнитивного дисбаланса в новостных сообщениях сетевых СМИ. Неофилология. 2023;9(2):365-377. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-365-377
For citation:
Trofimova G.N., Savastenko R.A. Cognitive imbalance problems in news reports of media reports. Neophilology. 2023;9(2):365-377. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-365-377