Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Тамбовское иконописное направление как способ сохранения и приумножения традиций уставного иконописания

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-24-807-818

EDN: MOZLEY

Аннотация

Рассмотрено современное положение, связанное с возрождением иконописных традиций. Именно икона, несмотря на все трудности понимания, является тем элементом, который способствует возрождению и формированию внутренних основ, столь необходимых на современном этапе развития общества. Прослежена ситуация, связанная с уничтожением традиционных духовных ценностей в послереволюционное время. Рассказано о тех людях, которые в столь нелегкое время пытались сохранить основные догматические каноны иконописания. Доказано, что именно их постоянное стремление к сохранению и распространению исконных ценностей, а также неустанный труд помогли не исчезнуть столь яркому культурному наследию. Проанализированы особенности существования традиционной уставной иконописи на Тамбовской земле. Обосновано, что формирующееся Тамбовское иконописное направление со своими традициями, этапами развития и выразительными средствами, базирующееся на благочестивом и художественном опыте наших предков, сохраняет и приумножает иконописные традиции в России. А использование малахитового цвета придаёт созданным образам неповторимость, наполняя их своим семиотическим контекстом. Отмечаются особенности данного направления. Сделан вывод о необходимости возрождения высоко духовной личности путём изучения данного направления.

Об авторе

Т. М. Никольская
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Никольская Татьяна Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры культуроведения и социокультурных проектов

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Никольский М.В. Анализ современных методов и форм организации обучения уставной православной иконописи России // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Тамбов, 2009. С. 51.

2. Никольская Т.М. Символика и семантика иконописного образа // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 300-319.

3. Языкова И.К. Богословие иконы. М.: ББИ, 2019. 368 с.

4. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Даръ, 2008. 480 с.

5. Иконописец. Монахиня Иулиания / авт.-сост. Н.Е. Алдошина, А.Е. Алдошина. М.: Москва, 2012. 219 с.

6. Копировский А.М. Церковное искусство. М.: Свято-Филарет. православно-христианский ин-т, 2016. 232 с.

7. Никольский М.В. Уставная православная иконопись как феномен духовной культуры общества // Аналитика культурологии. 2010. № 1 (16). С. 175-183.

8. Дульнева Т.М. Цвет в древнерусской иконописи, его символика и значение // Национальные приоритеты России. М., 2018. № 4 (31). С. 92-99.

9. Филатов В.В. Словарь изографа. М.: ЛЕСТВИЦА, 2000. 256 с.

10. Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М.: Эксмо, 2014. 336 с.


Рецензия

Для цитирования:


Никольская Т.М. Тамбовское иконописное направление как способ сохранения и приумножения традиций уставного иконописания. Неофилология. 2020;6(24):807-818. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-24-807-818. EDN: MOZLEY

For citation:


Nikolskaya T.M. Tambov icon painting direction as a way to preserve and enhance the traditions of statutory icon painting. Neophilology. 2020;6(24):807-818. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-24-807-818. EDN: MOZLEY

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)