Тамбовское иконописное направление как способ сохранения и приумножения традиций уставного иконописания
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-24-807-818
EDN: MOZLEY
Аннотация
Рассмотрено современное положение, связанное с возрождением иконописных традиций. Именно икона, несмотря на все трудности понимания, является тем элементом, который способствует возрождению и формированию внутренних основ, столь необходимых на современном этапе развития общества. Прослежена ситуация, связанная с уничтожением традиционных духовных ценностей в послереволюционное время. Рассказано о тех людях, которые в столь нелегкое время пытались сохранить основные догматические каноны иконописания. Доказано, что именно их постоянное стремление к сохранению и распространению исконных ценностей, а также неустанный труд помогли не исчезнуть столь яркому культурному наследию. Проанализированы особенности существования традиционной уставной иконописи на Тамбовской земле. Обосновано, что формирующееся Тамбовское иконописное направление со своими традициями, этапами развития и выразительными средствами, базирующееся на благочестивом и художественном опыте наших предков, сохраняет и приумножает иконописные традиции в России. А использование малахитового цвета придаёт созданным образам неповторимость, наполняя их своим семиотическим контекстом. Отмечаются особенности данного направления. Сделан вывод о необходимости возрождения высоко духовной личности путём изучения данного направления.
Об авторе
Т. М. НикольскаяРоссия
Никольская Татьяна Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры культуроведения и социокультурных проектов
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Никольский М.В. Анализ современных методов и форм организации обучения уставной православной иконописи России // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Тамбов, 2009. С. 51.
2. Никольская Т.М. Символика и семантика иконописного образа // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 300-319.
3. Языкова И.К. Богословие иконы. М.: ББИ, 2019. 368 с.
4. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Даръ, 2008. 480 с.
5. Иконописец. Монахиня Иулиания / авт.-сост. Н.Е. Алдошина, А.Е. Алдошина. М.: Москва, 2012. 219 с.
6. Копировский А.М. Церковное искусство. М.: Свято-Филарет. православно-христианский ин-т, 2016. 232 с.
7. Никольский М.В. Уставная православная иконопись как феномен духовной культуры общества // Аналитика культурологии. 2010. № 1 (16). С. 175-183.
8. Дульнева Т.М. Цвет в древнерусской иконописи, его символика и значение // Национальные приоритеты России. М., 2018. № 4 (31). С. 92-99.
9. Филатов В.В. Словарь изографа. М.: ЛЕСТВИЦА, 2000. 256 с.
10. Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М.: Эксмо, 2014. 336 с.
Рецензия
Для цитирования:
Никольская Т.М. Тамбовское иконописное направление как способ сохранения и приумножения традиций уставного иконописания. Неофилология. 2020;6(24):807-818. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-24-807-818. EDN: MOZLEY
For citation:
Nikolskaya T.M. Tambov icon painting direction as a way to preserve and enhance the traditions of statutory icon painting. Neophilology. 2020;6(24):807-818. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-24-807-818. EDN: MOZLEY