Об особенностях функционирования предметной детали в произведениях И.А. Бунина
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-364-370
EDN: githmz
Аннотация
Исследована роль предметной детали в художественной картине мира И.А. Бунина на материале прозы. На примере функционирования такой реалии, как чемодан, раскрывается проблема художественного предмета в поэтике писателя. Задача исследования – описание некоторых художественных принципов поэтики И.А. Бунина, анализ роли художественного предмета в системе произведения. С этой позиции рассмотрены наиболее репрезентативные тексты («История с чемоданом», «Господин из Сан-Франциско», «Митина любовь», «Генрих», «Безумный художник»). Выявлены характерологические функции портретной детали, призванные показать статусность героя. Также этой детали присущи и сюжетообразующие функции, которые являются существенным признаком предмета, при котором мир вещей одушевляется. Отмечаются и особые сенсорные свойства детали (цветовые, ольфакторные, звуковые, тактильные) как способ психологической характеристики героя и отражения художественного своеобразия писателя.
Об авторах
Н. Б. БугаковаРоссия
Бугакова Надежда Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации.
394026, Российская Федерация, г. Воронеж, Московский пр-т, 14
Ю. С. Попова
Россия
Сулемина Оксана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации.
394026, Российская Федерация, г. Воронеж, Московский пр-т, 14
О. В. Сулемина
Россия
Сулемина Оксана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации.
394026, Российская Федерация, г. Воронеж, Московский пр-т, 14
Список литературы
1. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М.: Сов. писатель, 1962. 408 с.
2. Грачева И.В. Каждый цвет уже намек: о роли художественной детали в русской классике // Литера-тура в школе. 1997. № 3. С. 49-55.
3. Колодина Н.И. Изобразительность в системе построения художественной детали // Понимание мен-талитета и текста. Тверь, 1995. С. 150-154.
4. Цивин Р.Д. Художественная деталь и ее идейно-эстетические функции в литературном произведении: автореф. дис. … канд. филол. наук. Киев, 1970.
5. Черняков А.А. Художественная деталь как объект эстетического анализа: автореф. дис. … канд. фи-лос. наук. М., 1979.
6. Соколов А.Г. Заметки о художественном мастерстве И. Бунина // Русский язык за рубежом. 1971. № 1. С. 95-100.
7. Бунин И.А. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Худ. лит., 1988. Т. 4. 704 с.; Т. 5. 801 с.
8. Луначарский А.В. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Худ. лит., 1963–1967. Т. 8. 654 с.
9. Сафонова Е.В. Формы, средства и приёмы создания комического в литературе // Молодой ученый, 2013. № 5. С. 474-478.
10. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. М.: Прогресс, 1984. 368 с.
11. Степун Ф. Портреты. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гум. ин-та, 1999. С. 216-260.
12. Шмид Е.Д. Эволюция художественной детали в тексте словесного портрета: на материале англий-ской художественной прозы XVIII–XX вв.: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2006.
Рецензия
Для цитирования:
Бугакова Н.Б., Попова Ю.С., Сулемина О.В. Об особенностях функционирования предметной детали в произведениях И.А. Бунина. Неофилология. 2019;5(19):364-370. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-364-370. EDN: githmz
For citation:
Bugakova N.B., Popova Y.S., Sulemina O.V. On features of subject detail functioning in the works of I.A. Bunin. Neophilology. 2019;5(19):364-370. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-364-370. EDN: githmz