Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Специфика авторского осмысления Великой Отечественной войны в прозе П.Ф. Алёшкина

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-346-359

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Осмысление событий Великой Отечественной войны современным писателем П.Ф. Алёшкиным характеризуется специфическими чертами. Автор, постоянно обращающийся в творчестве к изображению событий российской истории, посвятил лишь одно произведение Великой Отечественной войне. Цель исследования – выявление художественных особенностей киносценария П.Ф. Алёшкина «Война начнётся на рассвете» и рассмотрение их роли в создании исторически достоверных событий в тексте. Актуальность обращения к этой научной проблеме заключается в том, что в настоящее время идёт активное изучение современного литературного процесса и определение места произведений исторического жанра в нём.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования явились киносценарий П.Ф. Алёшкина «Война начнётся на рассвете» и роман И.М. Шевцова «Семя грядущего». Методологическая база исследования состоит из герменевтического, историкокультурного и структурно-поэтического методов анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что П.Ф. Алёшкин создал в киносценарии атмосферу предвоенных будней путём включения в текст множества документальных сведений, упоминания реальных исторических личностей. Установлено, что психологизм писателя обусловливается тематикой и проблематикой произведения. Определено, что в образах героев автор воплотил черты русского национального характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных материалов в практике вузовского и школьного преподавания современной русской литературы.

Об авторе

М. А. Дементьева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

ДЕМЕНТЬЕВА Маргарита Александровна, научный сотрудник Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Атаева М.А. Возвращение к историческому роману: роль исторических романов в современном русском литературном процессе // Вестник науки. 2024. № 9. С. 180-183. https://elibrary.ru/lofiom

2. Голубков М.М. Русская литература перед судом истории // Филологическая регионалистика. 2010. № 1-2. С. 5-12. https://elibrary.ru/vpwsjj

3. Демидович Т.В. Литературные традиции в современной прозе о Великой Отечественной войне // Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24. № 2. С. 450-454. https://elibrary.ru/zykhyl

4. Чумиков А.Н. Памятная реальность и механизмы её формирования в «генеральской», «лейтенантской» и «солдатской» прозе авторов – участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления», В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда», В.П. Астафьев «Прокляты и убиты») // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2025. Т. 25. № 1. С. 99-111. https://doi.org/10.14529/ssh250112, https://elibrary.ru/nlxbpz

5. Бойко С.С. Исторический роман и житийная литература. Роман протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» // Новый филологический вестник. 2024. № 1 (68). С. 228-237. https://doi.org/10.54770/20729316-2024-1-240, https://elibrary.ru/ncefvp

6. Шкурат Л.С. Военная проза Ю.В. Бондарева: итоги и перспективы изучения // Литература в школе. 2024. № 1. С. 32-43. https://doi.org/10.31862/0130-3414-2024-1-32-44, https://elibrary.ru/rckltq

7. Климовская А.Я. Образ Второй мировой войны в воспоминаниях очевидца – романы Барбары Пим 1950-х // Язык и культура в глобальном мире: сб. ст. Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2024. С. 253-259. https://elibrary.ru/eulogt

8. Шаталова Н.С. Средства объективации исторического контекста в военной прозе: факт, документ, вымысел // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 494-497. https://elibrary.ru/tjvcgr

9. Ханенко О.С. Основные проблемы изучения русской исторической прозы в литературоведении рубежа XX–XXI вв. // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2017. С. 35-38. https://elibrary.ru/zgnhan

10. Леонтьева О.Б. Судьба человека на перекрестье жанров: исторический роман и историческая биография // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2020. Т. 40. № 4. С. 19-29. https://elibrary.ru/iafwpc

11. Машукова Д.А., Смелковская М.Ю. Феномен русского национального женского характера в произведениях И.А. Бунина // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 5 (131). С. 1-4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.131.71, https://elibrary.ru/nfbyon

12. Петровская Н.Ю. Изображение национального характера в военной прозе А.Н. Толстого // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2015. № 1 (6). С. 193-201. https://elibrary.ru/txljtn

13. Лаврова С.Ю. Литературный критик XIX века Н.Д. Ахшарумов об этнической ментальности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 6 (81). С. 113-120. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2017-6-81-16, https://elibrary.ru/zwkyfn

14. Гребенюк А.В. РККА накануне Великой Отечественной войны // Вестник МГИМО Университета. 2010. № 2 (11). С. 1-34. https://elibrary.ru/nboitt.


Рецензия

Для цитирования:


Дементьева М.А. Специфика авторского осмысления Великой Отечественной войны в прозе П.Ф. Алёшкина. Неофилология. 2025;11(2):346-359. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-346-359

For citation:


Dementieva M.A. Specificity of author’s comprehension of the Great Patriotic War in the prose of P.F. Aleshkin. Neophilology. 2025;11(2):346-359. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-346-359

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)