Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Противостояние фейкам на китайских социальных платформах: коммуникационные особенности Weibo и Wechat

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-400-417

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрены особенности распространения фейковых новостей на китайских социальных платформах Weibo и WeChat. Научная проблема заключается в выявлении различий в механизмах вирусного и скрытого распространения дезинформации, а цель исследования – проведение сравнительного анализа применяемых механизмов дезинформации и оценка превентивных мер по борьбе с фейками.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве материала исследования использованы 2000 публичных постов с примерами фейковых новостей из Weibo и WeChat. Применены методы качественного контент-анализа и сравнительного анализа: систематическое наблюдение способов распространения фейковых новостей, анализ структуры социальных связей («слабые» и «сильные» связи) целевых аудиторий и исследование пользовательского поведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Доказано, что Weibo, как открытая сеть со «слабыми связями», обеспечивает молниеносное вирусное распространение фейков через массовые репосты и хэштеги. В то же время WeChat распространяет дезинформацию через «сильные» доверительные связи внутри закрытых групп и личных чатов, делая новости более скрытыми и труднопроверяемыми. Инструменты борьбы с фейками, используемые медиаплатформами, представлены публичными аккаунтами опровержения, алгоритмическим регулированием, внедрением ИИ и блокчейна, что имеет разную степень эффективности в зависимости от типа сети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Интерпретация результатов подчёркивает необходимость междисциплинарного сотрудничества и расширения глобальных сравнительных исследований. Для повышения устойчивости общества к фейкам требуются комплексные стратегии управления информационной средой, развитие цифровой гуманитаристики, повышение прозрачности алгоритмов модерации и создание международных механизмов оперативного опровержения дезинформации.

Об авторах

В. Л. Музыкант
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

МУЗЫКАНТ Валерий Леонидович, доктор социологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Scopus Author ID: 57194704701

ResearcherID: AAE-1181-2020



Яогуан Янь
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

ЯНЬ Яогуан, аспирант, кафедра массовых коммуникаций

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Munadhil A.M., Muzykant V.L. Fake news on Covid-19 in Indonesia // Pandemic Communication and Resilience / D.M. Berube (ed.). Cham: Springer, 2021. P. 363-378. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77344-1_22

2. 党留新. 社交网络中的假新闻检测系统 [D]. 成都:电子科技大学, 2021. (Дан Лю Синь. Система обнаружения фейковых новостей в социальных сетях. Чэнду: Университет электронной науки и технологий Китая, 2021.)

3. Muzykant V.L., Hossain B. Shifting Narratives: Russia’s Image in South Asian Media in 2022–2024 (by the Example of the Mass Media in People’s Republic of Bangladesh) // Вопросы теории и практики журналистики. 2024. Т. 13. № 4. С. 710-722. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2024.13(4).710-722, https://elibrary.ru/sxklif

4. Манойло А.В., Попадюк А.Э. Зарубежные научные подходы к исследованию «фейковых новостей» в мировой политике // Россия и современный мир. 2020. № 2 (107). С. 285-300. https://doi.org/10.31249/rsm/2020.02.17, https://elibrary.ru/raokwi

5. Guo L., Zhang Y. Information flow within and across online media platforms: An agenda-setting analysis of rumor diffusion on news websites, Weibo, and WeChat in China // Journalism Studies. 2020. Vol. 21. № 15. Р. 2176-2195. https://doi.org/10.1080/1461670X.2020.1827012, https://elibrary.ru/vizezp

6. Zhou X.Y., Zafarani R. A survey of fake news: Fundamental theories, detection methods, and opportunities // ACM Computing Surveys. 2020. Vol. 53. № 5. Р. 1-40.

7. Allcott H., Gentzkow M. Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31. № 2. Р. 211-236. https://doi.org/10.1257/jep.31.2.211, https://elibrary.ru/yfkydz

8. Lazer D.M.J., Baum M.A., Benkler Y. et al. The science of fake news // Science. 2018. Vol. 359. № 6380. Р. 1094-1096. https://doi.org/10.1126/science.aao2998

9. Shu K., Sliva A., Wang S. et al. Fake news detection on social media: A data mining perspective // ACM SIGKDD Explorations Newsletter. 2017. Vol. 19. № 1. Р. 22-36. https://doi.org/10.1145/3137597.3137600

10. Vosoughi S., Roy D., Aral S. The spread of true and false news online // Science. 2018. Vol. 359. № 6380. Р. 1146-1151. https://doi.org/10.1126/science.aap9559

11. Chen Y., Conroy N.J., Rubin V.L. Misleading online content: Recognizing clickbait as “false news” // Proceedings of the 2015 ACM Workshop on Multimodal Deception Detection. 2015. P. 15-19.

12. Tandoc J.E., Lim Z.W., Ling R. Defining “fake news”: A typology of scholarly definitions // Digital Journalism. 2018. Vol. 6. № 2. Р. 137-153.

13. Kshetri N., Voas J. The economics of “fake news” // IT Professional. 2017. Vol. 19. № 6. Р. 8-12. https://doi.org/10.1109/MITP.2017.4241459, https://elibrary.ru/yfiyfv

14. Guess A., Lyons B. Misinformation, disinformation, and online propaganda // Social Media and Democracy: The State of the Field, Prospects for Reform / N. Persily, J. Tucker (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2020. P. 10-33. https://doi.org/10.1017/9781108890960.003

15. Asudeh A., Jagadish H. V., Wu Y. et al. On detecting cherrypicked trendlines // Proceedings of the VLDB Endowment. 2020. Vol. 13. № 6. Р. 939-952. https://doi.org/10.14778/3380750.3380762, https://elibrary.ru/xwxiis

16. Chen Y., Conroy N.J., Rubin V.L. Deception detection for news: Three types of fakes // Proceedings of the 78th Association for Information Science and Technology. 2015. P. 1-4.

17. Zubiaga A., Aker A., Bontcheva K. et al. Detection and resolution of rumours in social media: A survey // ACM Computing Surveys. 2018. Vol. 51. № 2. Р. 1-36. https://doi.org/10.1145/3161603

18. 王剑, 王玉翠, 黄梦杰. 社交网络中的虚假信息:定义、检测及控制 [J]. 计算机科学, 2021, 48(8):263-277. (Ван Цзянь, Ван Юцуй, Хуан Мэнцзе. Ложная информация в социальных сетях: определение, обнаружение и контроль // Компьютерные науки. 2021. Т. 48. № 8. С. 263-277.)

19. Dong L., Nor N.H.M., Bai G.K., Adzmi A.M., Rais S.S.A. Fake news sharing among Weibo users in China // Jurnal Komunikasi: Malaysian Journal of Communication. 2023. Vol. 39. № 4. Р. 284-305 https://doi.org/10.17576/jkmjc-2023-3904-15, https://elibrary.ru/bbfmgh

20. Wang D., Qian Y. Echo chamber effect in rumor rebuttal discussions about COVID-19 in China: Social media content and network analysis study // Journal of Medical Internet Research. 2021. Vol. 23. № 11. Р. e27009. https://doi.org/10.2196/27009, https://elibrary.ru/hrynpz

21. 袁帆, 严三九. 从“点式”到“链式”:区块链技术对新闻透明的再推进 [J]. 中国编辑, 2019, (03):14-19. (Юань Фань, Ян Саньцзюнь. От «точечного типа» к «цепному типу»: блокчейнтехнология вновь продвигает прозрачность новостей // Китайский редактор. 2019. № 3. С. 14-19.)

22. 陈旭. 官方辟谣平台发展对策研究 [J]. 辽宁师专学报(社会科学版), 2022, (04):137-140. (Чэнь Сюй. Исследование мер по развитию официальных платформ опровержения слухов // Вестник Ляонинского педагогического колледжа (социальные науки). 2022. № 4. С. 137-140.)


Рецензия

Для цитирования:


Музыкант В.Л., Янь Я. Противостояние фейкам на китайских социальных платформах: коммуникационные особенности Weibo и Wechat. Неофилология. 2025;11(2):400-417. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-400-417

For citation:


Muzykant V.L., Yan Ya. Countering Fake News on Chinese Social Platforms: Communication Features of Weibo and WeChat. Neophilology. 2025;11(2):400-417. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-400-417

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)