Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Гуманитарный дискурс исторической прозы Абиша Кекильбаева

Аннотация

Рассмотрен гуманитарный дискурс исторических произведений казахского писателя Абиша Кекилбаевича Кекильбаева. Подробно освещается круг социально-нравственных проблем, разрешаемых писателем на философско-эстетическом уровне. Через нравственные уроки прошлого происходит осмысление современности. Изображая далекое прошлое, древнюю историю предков, затрагивая нравственные проблемы с глубоким общечеловеческим смыслом, писатель находит отклик с современностью. Лиро-эпические предания, народные сказания, сказочные мотивы вплетаются в повествование «Степных баллад» и «Конца легенды» при помощи повторов, инверсий, создающих романтический настрой. При помощи лирических средств изображения писатель стремится понять, в чем заключается смысл бытия, каковы место и роль человека на земле. Поиск новых форм и средств самовыражения способствует формированию авторского дискурса об одухотворенности человеческого бытия. Произведения А.K. Кекильбаева отличаются размыванием жанровых границ, преодолением прежних эстетических и идеологических стереотипов, обращением к неомифологическому мышлению, строятся на осовремененных мифах, универсализации, опоре на вечное и непреходящее. В романе «Конец легенды» преобладают художественный вымысел, фантазия, философские размышления над такими категориями, как добро и зло, любовь и власть, истина и ложь. Монологический характер повествования, акцентирование внимания на нравственном аспекте отношений героев, философское осмысление событий, психологический анализ внутренней жизни персонажей свидетельствуют о мифопоэтической природе произведения. Постоянным символом романа является минарет. Минарет - главный символ романа, несущий в себе основные идеи произведения: власть, славу, любовь, искусство, тайну мира и человеческой души. В тюркском сознании минарет связан с символико-архитектурным единством медиативности, открывающим поэтику многозначного образа. Также в романе минарет является композиционным стержнем - все события так или иначе связаны с ним и происходят около него. Через образ минарета происходит противопоставление двух миров - верхнего и нижнего. Верхний - связан с образом неба, красоты, с миром мечты героев, нижний - с образом города, «муравейником», миром повседневной суеты. Символично и красное яблоко с червоточинкой, иллюстрирующее иллюзорность власти.

Об авторе

Наталья Канталиевна Сарсекеева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Россия


Список литературы

1. Бродский И. Нобелевская лекция. URL: http:// royallib.com/book/brodskiy_iosif/nobelevskaya_lektsiya.html (дата обращения: 08.01.2016).

2. Исина Н.У. Автор и герой в прозе А. Кекильбаева (на материале цикла повестей «Степные легенды»): автореф. дис. … канд. филол. наук. Алматы, 1995.

3. Исмакова А. Казахская художественная проза. Поэтика, жанр, стиль (начало X в. и современность): монография. Алматы, 1998.

4. Жанузакова К.Т., Дуйсекеева Б. Художественно-стилевые поиски в ранних произведениях Абиша Кекильбаева. URL: http://www. rusnauka.com/2_KAND_2015/Philologia/2_185857.doc.htm (дата обращения: 08.01.2016).

5. Шашкова Л. Литература эпохи перемен // Простор. 2010. № 12. С. 174-176.

6. Арцишевский А. Абиш Кекильбаев: жизнь и легенда. URL: http://camonitor.kz/20507-abish-kekilbaev-zhizn-i-legenda.html (дата обращения: 08.01.2016).

7. Кекильбаев А. Степные легенды / пер. с каз. А. Кима. М., 2003.

8. Жанузакова К.Т., Утепбергенова Г. Проблема традиций и новаторства в казахской прозе // Вестник КазНУ. Серия Филология. 2014. № 4-5 (150-151). С. 51-57.

9. Сарсекеева Н.К. Традиции и новаторство казахстанского романа на рубеже XX-XXI вв. // 6 Багизбаевские чтения. Состояние и перспективы современной филологии: материалы научной конференции, посвященной 80-летию КазНУ им. аль-Фараби. Алматы, 2014. С. 66-69.

10. Azizova A.O., Zholdasbekova B.U., Sаrsekeeva N.K. Dialogic Orientation of Discourse in Contemporary Kazakh Novel // The Social sciences. 2015. № 10. P. 1337-1342.

11. Темирболат А.Б. Проблема хронотопа в современной прозе. Алматы, 2003. С. 145-147.

12. Образ мира, в слове явленный: монография / под ред. У.К. Абишевой. Алматы, 2015.


Рецензия

Для цитирования:


Сарсекеева Н.К. Гуманитарный дискурс исторической прозы Абиша Кекильбаева. Неофилология. 2016;2(1):59-65.

For citation:


Sarsekeeva N.K. HUMANITARIAN DISCOURSE OF ABISH KEKILBAYEV’S HISTORICAL PROSE. Neophilology. 2016;2(1):59-65. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)