Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Когнитивные стили и критическое мышление студентов гуманитарных специальностей: вопрос соотношения

Аннотация

Обоснована необходимость поиска способов максимально эффективного использования индивидуальных познавательных ресурсов личности. Познавательный стиль конкретной личности рассмотрен как совокупность индивидуально-своеобразных способов изучения реальности и как процессуальная характеристика интеллектуальной деятельности. Познавательный стиль может конкретизироваться: в стилях кодирования информации, стилях переработки информации, стилях постановки проблем. Когнитивный стиль определен как собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, а также приемов ее воспроизведения и способов контроля. Проанализирована сущность когнитивных стилей, приведен анализ их взаимосвязи с другими психическими процессами и явлениями. Обосновано, что мышление человека является частным проявлением его когнитивного стиля, т. к. когнитивный стиль представляет собой подсистему индивидуального стиля деятельности, отражающую его гностические компоненты - способы приема и переработки информации, которые проявляются в индивидуальной специфике организации познавательных процессов. Проведено сопоставление влияния когнитивных стилей на процесс развития профессионально-ориентированного критического мышления студентов гуманитарных специальностей. Составлена иерархия взаимосвязи характеристик когнитивных стилей и критического мышления студентов гуманитарных специальностей.

Об авторах

Людмила Николаевна Макарова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Анна Валерьевна Королева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М., 2002.

2. Веккер Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект. Л., 1976.

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

4. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе интеллектуального ума. М., 2002.

5. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.

6. Макарова Л.Н. Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза: вопрос взаимосвязи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 8 (136). С. 51-59.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

8. Королева А.В. О сущности понятия «критическое мышление социального педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). С. 116-122.

9. Макарова Л.Н., Королева А.В. Характеристика проблемных зон развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. Т. 261. № 2. С. 103-108.

10. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000.


Рецензия

Для цитирования:


Макарова Л.Н., Королева А.В. Когнитивные стили и критическое мышление студентов гуманитарных специальностей: вопрос соотношения. Неофилология. 2016;2(1):65-72.

For citation:


Makarova L.N., Koroleva A.V. COGNITIVE STYLES AND CRITICAL THINKING OF HUMANITARIAN SPECIALTIES STUDENTS: QUESTION OF CORRELATION. Neophilology. 2016;2(1):65-72. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)