Актуализация понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» в условиях интеграции науки и образования
Аннотация
Изложен краткий обзор употребления актуальных в современной науке терминов: компетенция, компетентность, компетентностный подход с целью определить к ним авторское отношение. Рассматривается проблема формирования образовательных (ключевых) компетенций у обучающихся, представлена попытка поспособствовать повышению качества образования и решению проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста, соответствующего международным стандартам. Современное общество требует формирования конкурентоспособного специалиста, умеющего реагировать на быстроменяющиеся обстоятельства жизни, в связи с чем является актуальным определение целостной системы ключевых компетенций, среди которых важное место занимает коммуникативная компетенция. Совершенствование данного вида компетенции необходимо для эффективного осуществления речевой деятельности как в сфере социально-культурной, так и в будущей профессиональной. Это объясняется тем, что речь, с одной стороны, является средством общения и взаимодействия между людьми, с другой стороны, показателем интеллектуального потенциала будущего специалиста. Утверждается, что внедрение компетентностного подхода в вузы повышает эффективность учебного процесса, и, соответственно, будет повышаться качество образования. Поэтому необходима разработка новых стандартов обучения, новых типовых и рабочих программ, учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий, ориентированных на ожидаемые результаты.
Об авторе
Айнагуль Бектасовна ТУМАНОВАКазахстан
доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и мировой литературы
г. Алматы, Республика Казахстан
Список литературы
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
2. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
3. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3.
4. Салханова Ж.Х. Компетентность и компетенции. Алматы, 2013.
5. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции для Европы // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2.
6. Аганина К.Ж. Окушылардынэкономикалык бiлiм берудiн дидактикалык негiздер: пед. гыл.: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Алматы, 2004.
7. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. 2012. 10 июля.
8. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. URL: //www.eidos.ru/jornal/2002/0423. htm (дата обращения: 10.08.2015).
9. Бисенбаева Ж.Н. Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров на основе современных педагогических технологий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Алматы, 2013.
10. Туманова А.Б. Уровневое обучение языкам в техническом вузе как один из способов повышения речевой культуры // Русская речевая культура и текст: 8 Международная научная конференция. Томск, 2014. С. 314-318.
11. Tumanova A.B., Dauletbekova Z.T. and other. Level of language learning in a technical college in polylingual specialist training // 4 International Conference on Science and Technology. L., 2014.
12. Туманова А.Б., Павлова Т.В. Коммуникативные технологии обучения русскому языку как один из эффективных способов подготовки будущих специалистов // Язык и межкультурная коммуникация: сборник материалов 3 Международной научно-теоретической конференции. Алматы, 2014. С. 35-38.
13. Туманова А.Б. Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка в техническом вузе // Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: коллективная монография. М., 2013. С. 210-230.
14. Tumanova A.B., Kurmanbay G.S., Pavlova T.V. Formation of communicative competences at trainees in process of languages training in non-language higher education institution // Science and World. International scientific journal. Volgograd, 2014. Vol. 3. № 5 (9). P. 74-79.
Рецензия
Для цитирования:
ТУМАНОВА А.Б. Актуализация понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» в условиях интеграции науки и образования. Неофилология. 2015;1(1):39-45.
For citation:
TUMANOVA A.B. Actualization of the concept “competence”, “competency”, “competence approach” in the conditions of integration of science and education. Neophilology. 2015;1(1):39-45. (In Russ.)