Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Культурфилософские особенности появления и формирования русской иконописной школы

Аннотация

Рассматриваются культурфилософские особенности появления и формирования русских иконописных школ, начиная с первых икон, попавших на Русь, до Московской иконописной школы. Проанализирован язык иконы как формы выражения духовных постулатов. Перечислены и проанализированы произведения иконописи Новгородской, Псковской, Владимиро-Суздальской и Тверской школ, а также храмового искусства в целом с помощью культурфилософских методов. Показаны исторические, искусствоведческие, культурологические и философские предпосылки появления и формирования русских иконописных школ с их особенностями. Это Новгородское храмовое искусство с образно-созерцательным прочтением иконографического образа, Псковское храмовое искусство с его образностью и целостностью, Владимиро-Суздальское храмовое искусство с его духовно-эстетической красотой образов, Тверское храмовое искусство с чистотой и лаконизмом в подаче иконического образа. Выявлены взаимосвязи византийской и русской иконописных школ, их идентичность и различия. Представлена модель особенностей появления и формирования Русской иконописной школы вплоть до Московского периода в иконописании. Определены особенности языка иконы как формы выражения духовных постулатов. Предложены основные источники по теме исследования.

Об авторе

Михаил Викторович НИКОЛЬСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой сценических и изобразительных искусств

г. Тамбов, Российская Федерация



Список литературы

1. Киево-Печерский патерик. М., 1980.

2. Лепахин В.В. Икона и Иконичность. СПб., 2002.

3. Еремина Т.С. Мир иконописцев. М., 2005.

4. Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко Л.В. Херсонес – Херсон – Карсунь. Путешествие через века. К., 2003.

5. Крым православный / отв. ред. А.А. Руденко. Симферополь, 2012.

6. Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе XI–XX вв. М., 2005.

7. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 2007.

8. Лазарев В.Н. Новогородская иконопись. М., 1976.

9. Родникова И.С. Псковская икона XIV–XVII вв. из собрания Псковского музея. Псков, 2013.

10. Соболева М.Н. Стенопись Спасо-Преобра-женского собора Мирожского монастыря в Пскове // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.

11. Грабарь И.Э. Художественная школа древнего Пскова // О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. М., 1966.

12. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI в. М., 1983.

13. Розанова Н.В. Ростово-Суздальская живопись XII–XVI веков. М., 1970.

14. Масленицын С.И. Живопись Владимиро-Суз-дальской Руси, 1157–1238 гг. М., 1998.

15. Забелин И.Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского // Археологические известия и заметки. М., 1895. № 2-3. С. 37-49.

16. Лазарев В.Н. История византийской живописи: в 2 т. М., 1970. Т. 1.

17. Евсеева Л.М., Кочетков И.А., Сергеев В.Н. Живопись древней Твери. М., 1974.


Рецензия

Для цитирования:


НИКОЛЬСКИЙ М.В. Культурфилософские особенности появления и формирования русской иконописной школы. Неофилология. 2015;1(1):54-65.

For citation:


NIKOLSKIY M.V. Cultural-philosophic peculiarities of appearance and formation of Russian icon-painting school. Neophilology. 2015;1(1):54-65. (In Russ.)

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)