Роль ассоциативного потенциала в процессах создания и интерпретации наименований торговых марок
Аннотация
На материале трех языков (английского, русского и французского) рассмотрен ассоциативный потенциал наименований торговых марок. В качестве иллюстративного материала используются названия торговых марок парфюмерии, косметики и бытовой химии. Основная цель – обратить внимание на наличие в семантической структуре онимов данной разновидности компонента, связанного с ассоциациями создателя (иначе говоря, номинатора) и интерпретатора названия торговой марки, которые возникают при взаимодействии с именуемым продуктом и опосредованно связываются с его именем. Проблема рассмотрена с двух исследовательских ракурсов: с позиций номинатора и интерпретатора. Использованы методы контекстуального анализа, анализа словарных дефиниций и контент-анализа, описанию специфики которого применительно к исследуемому материалу отводится отдельный раздел. Сделаны выводы по результатам проведенного анализа. Их суть сводится к выявлению прямой зависимости между обширностью ассоциативного потенциала наименования торговой марки и особенностями восприятия и интерпретации данного онима потенциальными потребителями именуемого товара. Так, чем в большей степени имя товара ассоциативно связано с его свойствами, тем понятнее оно для потенциального потребителя и, следовательно, тем быстрее и проще происходит процесс интерпретации данного онима.
Ключевые слова
Об авторе
Ксения Александровна ДЗЮБАРоссия
кандидат филологических наук, технический переводчик
г. Тамбов, Российская Федерация
Список литературы
1. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова как основа лингвокреативной деятельности // Горизонты современной лингвистики. Традиции и новаторство. М., 2009. С. 492-502.
2. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М., 1971. С. 7-19.
3. Веркман К. Торговые знаки: создание, психология, восприятие. М., 1986.
4. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2004.
5. Стадульская Н.А. Товарные знаки в языке и внеязыковой действительности Великобритании и США: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Пятигорск, 2014.
6. Karlen P. The Art of Naming: NEONYM Creative Guide to Selecting Names and Trademarks. La Jolla, 2008.
7. Lalanne-Gobet C. Créer un Nom de Marque et un Nom de Domaine. P., 2009.
8. Дзюба К.А. Способы формирования наименований торговых марок (на материале английского, русского и французского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2014.
9. Дзюба К.А. Выявление ассоциативного потенциала наименования торговой марки методом ЛИАнА (лингвистического интернет-анализа ассоциаций) // Когнитивные исследования языка. Вып. 17. Актуальные проблемы взаимодействия мыслительных и языковых структур. Москва; Тамбов, 2014. С. 491-497.
10. Электронный словарь ABBYY Lingvox5. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
11. Хоккинс Дж.М. The Oxford Dictoinary of the English Language. М., 2007.
12. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001.
Рецензия
Для цитирования:
ДЗЮБА К.А. Роль ассоциативного потенциала в процессах создания и интерпретации наименований торговых марок. Неофилология. 2015;1(2):29-38.
For citation:
DZYUBA K.A. The role of associative potential in creation and interpretation of trademarks’ names processes. Neophilology. 2015;1(2):29-38. (In Russ.)