Современные методы исследования материалов печатных средств массовой информации
Аннотация
В настоящее время исследователям, в т. ч. в сфере журналистики, известно немало методов исследования материалов массмедиа – как печатных, так и электронных. Традиционно ученые применяют общефилософские и общенаучные методы. Однако для получения ценных научных сведений часто необходимо обращение к частнонаучным методам, характерным для конкретной области научного знания. Поскольку система научных методов, как и система средств массовой информации, динамична, с течением времени возможно появление новых методов. Предложено описание нового метода исследования печатных СМИ, основу которого составляет построение матрицы. Изложена суть метода, а также на примере конкретных газетных номеров продемонстрировано его применение на практике. Актуальность данного метода основывается на необходимости всестороннего изучения сообщений массмедиа для выявления их влияния на аудиторию, вынесения определенных рекомендаций для творческих сотрудников редакций по улучшению качественных свойств медиаинформации. Метод может быть использован для анализа публикаций в газетах и журналах, преимущественно полемического характера, однако может быть адаптирован и к другим группам текстов. Метод не может быть применим для анализа рекламных сообщений в средствах массовой информации.
Ключевые слова
Об авторе
Светлана Владимировна ГУСЬКОВАРоссия
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской филологии и журналистики
г. Тамбов, Российская Федерация
Список литературы
1. Чернов А.В. Типология российских исследований массмедиа // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. Т. 1. № 3 (49). С. 102-104.
2. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М., 2009.
3. Стариков А.Г. Массмедиа современной России. Ростов н/Д, 2013.
4. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. СПб., 2005.
5. Шестерина А.М. Полемический текст в современной прессе: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Тамбов, 2004.
6. Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации. М., 2010.
7. Балакин С.В. Использование когнитивно-матричного метода в исследовании деривационных процессов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2008.
8. Ким М.Н. Основы теории журналистики. СПб., 2013.
9. Аносова С.В. Агрессивный компонент полемических текстов и иллюстраций в современной газете: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2008.
10. Богомолова Н.Н. Психология массовой коммуникации. М., 2008.
11. Аносова С.В. Элементы полемики в заголовочных конструкциях центральной прессы // В мире научных открытий. 2010. № 4-2. С. 96-98.
Рецензия
Для цитирования:
ГУСЬКОВА С.В. Современные методы исследования материалов печатных средств массовой информации. Неофилология. 2015;1(2):39-43.
For citation:
GUSKOVA S.V. Modern research methods of printed mass media materials. Neophilology. 2015;1(2):39-43. (In Russ.)