Особенности внутренней формы русских прозвищ
Аннотация
Рассматривая словообразовательные возможности русских прозвищ с точки зрения маркированности их национальных особенностей, устанавливается, что на развитие и существование такой антропонимической единицы, как прозвище, независимо от лингвистического статуса – лексического или грамматического – воздействуют две основные группы факторов: экстралингвистические и внутриязыковые. Каждая из них складывается из достаточно многочисленного количества составляющих, набор которых сугубо индивидуален для данного ономастического явления. Связь между прозвищем и производным словом осуществляется посредством особой мотивации: семантическая обусловленность заменяется обусловленностью экстралингвистической (языковая игра, известность имени, типичность, распространенность, прецедентность, коннотация и т. д.). Национальная специфика мышления производна не от языка, а от реальной действительности, язык же не только отражает в своей семантике и указывает те различия, которые оказываются маркированными для людей, живущих на той или иной территории в силу тех или иных причин, но и описывает национальную специфику значений языковых единиц. Доказано, что главный закон, в соответствии с которым происходит реализация словообразовательного потенциала прозвищ, – это закон регулярности, системности и нормативности деривационных образований в языке. Из всего многообразия словообразовательных средств и способов выражения деривационных значений язык безошибочно выбирает лишь те, которые соответствуют морфонологическим особенностям производящих основ. Изучение прозвищ позволяет установить, что понятие внутренней формы слова гораздо шире, чем просто мотивированность, поскольку объединяет в себе целый ряд дополнительных признаков.
Об авторе
Марина Юрьевна МОРОЗОВАРоссия
аспирант, кафедра русской филологии
г. Тамбов, Российская Федерация
Список литературы
1. Щербак А.С. Способы репрезентации антропонимического концепта // Когнитивные исследования языка. Москва; Тамбов, 2014. Вып. 17. Т. 3.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Санкт-Петербург; Москва, 1882.
3. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1988.
4. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 2004.
5. Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 ч. М., 1994. Ч. 1.
6. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
7. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен / вступ. ст. и подгот. текста В.М. Воробьев. М., 2004.
8. Щербак А.С., Бурыкин А.А. К проблеме выявления отличительных особенностей прозвищ от личного имени // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 9 (77). С. 213-217.
9. Родина Н.А. Современные детские прозвища: структурно-семантический и функционально-динамический аспекты: автореф. дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2014.
10. Родина Н.А. Особенности бытования отыменных детских и молодежных прозвищ (на примере прозвищ г. Смоленска) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. М., 2015. № 2.
Рецензия
Для цитирования:
МОРОЗОВА М.Ю. Особенности внутренней формы русских прозвищ. Неофилология. 2015;1(4):18-22.
For citation:
MOROZOVA M.Yu. Peculiarities of Russian nicknames’ inner form. Neophilology. 2015;1(4):18-22. (In Russ.)