Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Восприятие и распространение академических идей Б.А. Успенского в Китае

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1065-1080

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Борис Андреевич Успенский, выдающийся российский семиотик и один из ключевых основателей Тартуско-московской семиотической школы, в последние годы привлекает всё больше внимания в китайском академическом сообществе. Процесс восприятия и распространения его академических идей, а также их творческое применение и развитие в китайском научном контексте заслуживают изучения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применён комплекс взаимодополняющих подходов, включая историко-хронологический анализ эволюции рецепции идей Б.А. Успенского в Китае с 1980-х гг. по настоящее время и компаративный анализ его концепций, проведённый как на внутрироссийском, так и на межкультурном уровне.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование идей Б.А. Успенского прошло путь – от ознакомления к интерпретации и, наконец, к творческой адаптации. Распространение его мысли в Китае стало возможным благодаря методологическому новаторству её поэтики композиции и воплощённому в ней национальному духу. Исходя из этого, наряду с анализом существующих работ, проанализировано малоизученное понятие «рамок» в поэтике композиции, а также посредством диалога русской и китайской поэтик предлагается новая точка зрения – «эмоциональная».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Академические концепции Б.А. Успенского отличаются как теоретической глубиной, так и практической ценностью, что свидетельствует об их содержательной многогранности. Исследование и инновационное развитие его академической мысли способствует российско-китайскому академическому диалогу и стимулирует развитие гуманитарных и социальных наук в Китае.

Об авторах

Цзямэй Cунь
Нанкинский педагогический университет
Китай

Cунь Цзямэй - аспирант, кафедра русского языка и литературы Института иностранных языков.

19991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1



Минци Се
Нанкинский педагогический университет
Китай

Се Минци - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков.

19991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1



Список литературы

1. 凌继尧. 塔尔图 – 莫斯科学派—记苏联符号学家洛特曼和乌斯宾斯基 // 读书 (Линь Цзияо. Тартускомосковская школа – заметки о советских семиотиках Ю.М. Лотмане и Б.А. Успенском // Чтение. 1987. № 3. С. 137-142.) https://doi.org/CNKI:SUN:DSZZ.0.1987-03-029

2. 申丹. 叙述学与小说文体学研究. 北京: 北京大学出版社有限公司 (Шэнь Дань. Исследования нарратологии и стилистики романа. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2019. 367 с.)

3. 鲍·安·乌斯宾斯基著,彭甄译. 结构诗学. 北京:中国青年出版社 (Успенский Б.А. Структурная поэтика. Пер. на китайский: Пэн Чжэнь. Пекин: Изд-во Китайской молодёжи, 2004. 165 с.)

4. 管月娥. 乌斯宾斯基与艺术文本结构的视点研究 [J].扬州大学学报 (人文社会科学版) (Гуань Юеэ. Исследование точки зрения в структуре художественного текста у Б.А. Успенского // Вестник Янчжоуского университета (гуманитарные и социальные науки). 2009. № 3. С. 124-128.) https://doi.org/10.19411/j.cnki.1007-7030.2009.03.021

5. 管月娥. 乌斯宾斯基诗学研究的符号学方法探析 // 南京师大学报 (社会科学版) (Гуань Юеэ. Исследование семиотического метода поэтики Б.А. Успенского // Вестник Нанкинского педагогического университета (социальные науки). 2010. № 5. С. 150-154.) https://doi.org/10.3969/j.issn.1001-4608-B.2010.05.023

6. 管月娥. 乌斯宾斯基的结构诗学: 多元的学术和文化 “基因” // 江海学刊 (Гуань Юеэ. Поэтика композиции Б.А. Успенского: многообразные академические и культурные «гены» // Цзянхай академический журнал. 2019. № 6. С. 219-225.) https://doi.org/10.3969/j.issn.1000-856X.2019.06.040

7. Гуань Юеэ Полифоническая соборность точек зрения в «Поэтике композиции» Б.А. Успенского // Неофилология. 2020. Т. 6. № 22. С. 385-392. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-22-385-392, https://elibrary.ru/fkauah

8. 管月娥. 乌斯宾斯基的结构诗学理论及其意义 // 俄罗斯文艺 (Гуань Юеэ. Поэтика композиции Б.А. Успенского и её значение // Русская литература и искусство. 2009. № 3. С. 84-87.) https://doi.org/10.16238/j.cnki.rla.2009.03.011

9. 管月娥. 东正教的 “聚和性” 理念与复调小说和结构诗学理论 // 外国文学研究 (Гуань Юеэ. Православная концепция «Соборность» и теории полифонического романа в поэтике композиции // Исследования зарубежной литературы. 2018. № 2. С. 55-63.) https://doi.org/10.19915/j.cnki.fls.2018.02.006

10. 管月娥. 情感性、对话性、多维性 — 毕巧林形象 “当代性” 的符号学透视 // 俄罗斯文艺 (Гуань Юеэ. Эмоциональность, диалогичность, многомерность: семиотический взгляд на «современность» образа Г. Печорина // Русская литература и искусство. 2014. № 3. С. 136-141.) https://doi.org/10.16238/j.cnki.rla.2014.03.022

11. 管月娥. 莱蒙托夫《当代英雄》艺术形式的文化符号学解读 // 俄罗斯文艺 (Гуань Юеэ. Культурносемиотическая интерпретация художественной формы «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова // Русская литература и искусство. 2020. № 4. С. 121-128.) https://doi.org/10.16238/j.cnki.rla.2020.04.014

12. 张杰, 管月娥. 现实与真实之间: 普希金创作叙述的时空视点分析 // 外国文学研究 (Чжан Цзе, Гуань Юеэ. Между реальностью и подлинностью: анализ пространственно-временной точки зрения в повествовании А.С. Пушкина // Исследования зарубежной литературы. 2011. Т. 33. № 5. С. 65-71.) https://doi.org/10.19915/j.cnki.fls.2011.05.010

13. 管月娥. 乌斯宾斯基结构诗学理论与批评方法研究. 苏州:苏州大学出版社 (Гуань Юеэ. Исследование теории поэтики композиции и критического метода Б.А. Успенского. Сучжоу: Изд-во Сучжоуского ун-та, 2022. 258 с.)

14. 夏益群, 蒋天平. 十九世纪俄国小说儿童叙事中的 “视点” 问题研究 // 社会科学家 (Ся Ицюн, Цзян Тяньпин. Исследование проблемы «точки зрения» в детских повествованиях русских романов XIX века // Социальный учёный. 2009. № 3. С. 146-149.) https://doi.org/10.3969/j.issn.1002-3240.2009.03.039

15. 吴艳荣. 乌斯宾斯基时空视点聚焦下的 “宝贝儿” 之爱//俄语学习 (У Яньжун. Тема любви в «Душечке» А.П. Чехова сквозь призму пространственно-временной точки зрения Б.А. Успенского // Изучение русского языка. 2015. № 6. С. 51-55.)

16. 颜文洁. 从乌斯宾斯基的符号学理论看《金色笔记》中的视点与对话//俄罗斯文艺 (Ян Вэньцзе. Выражение точки зрения и диалог в «Золотой тетради» сквозь призму семиотической теории Б.А. Успенского // Русская литература и искусство. 2016. № 03. С. 107-112.) https://doi.org/10.16238/j.cnki.rla.2016.03.016

17. 钱小莉. 一部具有方法论普适价值的入世之作 — 评《乌斯宾斯基结构诗学理论与批评方法研究》 // 江苏外语教学研究 (Цянь Сяоли. Работа с универсальной методологической ценностью: рецензия на книгу «Исследование теории поэтики композиции и критического метода Б.А. Успенского» // Исследования преподавания иностранных языков в Цзянсу. 2024. № 1. С. 78-80.)

18. 吴艳荣. 试论文学语篇中的时间范畴 — 从加里别林的时空连续体和乌斯宾斯基的时空视点考察 // 俄语学习 (У Яньжун. Категория времени в литературном дискурсе: анализ через призму пространственно-временного континуума И.Р. Гальперина и пространственно-временной точки зрения Б.А. Успенского // Русский язык и литература. 2015. № 2. С. 58-61.)

19. 郑季文. 乌斯宾斯基与柄谷行人对 “颠倒” 的发现 // 俄罗斯文艺 (Чжэн Цзивэнь. Открытие Б.А. Успенским и Кодзином Каратани феномена «инверсии» // Русская литература и искусство. 2016. № 3. С. 113-118.) https://doi.org/10.16238/j.cnki.rla.2016.03.017

20. 赵爱国. 俄罗斯符号学研究范式的百年流变. 北京:北京大学出版社 (Чжао Айго. Столетняя эволюция исследовательской парадигмы русской семиотики. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2021. 763 с.)

21. 费俊慧. 乌斯宾斯基论特列季阿科夫斯基与苏马罗科夫的文学论战 — 文化符号学视角 // 中国俄语 教学 (Фэй Цзюньхуэй. Литературная полемика В.Т. Тредиаковского и А.П. Сумарокова в интерпретации Б.А. Успенского: культурно-семиотический аспект // Русский язык в Китае. 2024. № 4. С. 33-41.) https://doi.org/10.3969/j.issn.1002-5510.2024.04.004

22. 张杰, 季海宏. 符号学理论:俄罗斯符号学派的起源与发展 // 中国符号学网 (Чжан Цзе, Цзи Хайхун. Теория семиотики: происхождение и развитие российской семиотической школы // Китайская символистическая сеть. 2009. 5 дек. URL: http://www.semiotics.net.cn/index.php/view/index/theory/2938 (дата обращения: 30.12.2024).

23. 杜桂枝. 莫斯–塔尔图符号学派 // 外语学刊 (Ду Гуйчжи. Московско-тартуская семиотическая школа // Научные исследования по иностранным языкам. 2002. № 1. С. 1-8.) https://doi.org/10.16263/j.cnki.23-1071/h.2002.01.001

24. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Москва, 1974. 334 с. https://elibrary.ru/uftqfj

25. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Москва, 1974. 383 с.

26. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Санкт-Петербург, 2000. 352 с.

27. 张杰. 走向体系研究的艺术符号学与文化符号学— 塔尔图-莫斯科符号学理论探索 // 外国语(上海外 国语大学学报) (Чжан Цзе. К системному исследованию семиотики искусства и культуры: поиски теоретических основ Тартуско-московской школы // Иностранные языки (Вестник Шанхайского университета иностранных языков). 2000. № 6. С. 57-62.)

28. 张杰. 俄苏诗学理论在中国的接受 // 俄罗斯文艺 (Чжан Цзе. Восприятие русско-советской поэтической теории в Китае // Русская литература и искусство. 2009. № 3. С. 79-83.) https://doi.org/10.16238/j.cnki.rla.2009.03.004

29. 江守义. 叙事理论的中国经验及其思考 // 学术月刊 (Цзян Шоуи. Китайский опыт нарративной теории и его осмысление // Академический ежемесячник. 2024. № 10. С. 157-169.) https://doi.org/10.19862/j.cnki.xsyk.000955.

30. 谭君强. 论叙事作品中“视点”的意识形态层面 // 文艺理论研究 (Тань Цзюнцян. О «точки зрения» в идеологическом уровне в нарративных произведениях // Теоретические исследования в области литературы и искусства. 2004. № 6. С. 55-64.) https://doi.org/10.3969/j.issn.0257-0254.2004.06.007

31. 苏畅. 对视点问题的重新认识 — 关于乌斯宾斯基的《结构诗学》// 南京师范大学文学院学报 (Су Чан. Переосмысление проблемы точки зрения – о книге Б.А. Успенского «Поэтика композиции» // Вестник Филологического факультета Нанкинского педагогического университета. 2006. № 3. С. 21-25.) https://doi.org/10.3969/j.issn.1008-9853.2006.03.005

32. 管月娥. 乌斯宾斯基与塔尔图-莫斯科符号学派 // 俄罗斯文艺 (Гуань Юеэ. Б.А. Успенский и Тартуско-московская семиотическая школа // Русская литература и искусство. 2011. № 1. С. 84-89.) https://doi.org/10.16238/j.cnki.rla.2011.01.016

33. 王晓阳. 叙事视角的语言学分析 // 外语学刊 (Ван Сяоян. Лингвистический анализ нарративной точки зрения // Исследования в области иностранных языков. 2010. № 3. С. 32-35.) https://doi.org/10.16263/j.cnki.23-1071/h.2010.03.003

34. 吴春生, 徐洁, 王会玲. 陀思妥耶夫斯基小说话语层面的视点分析 // 绥化学院学报 (У Чуньшэн, Сю Цзе, Ван Хуэйлин. Анализ точки зрения на уровне дискурса в романах Ф.М. Достоевского // Вестник Суйхуаского университета. 2012. № 3. С. 115-116.) https://doi.org/10.3969/j.issn.2095-0438.2012.03.044

35. 萧净宇. 19 世纪俄罗斯文学经典中 “聚和性” 与民族主流价值观的同构 // 外语学刊 (Сяо Цзинъюй. Изоморфизм между «соборностью» и общенациональными основными ценностями в классике русской литературы XIX века // Исследования по иностранным языкам. 2018. № 6. С. 117-121.) https://doi.org/10.16263/j.cnki.23-1071/h.2018.06.021

36. 管月娥. 乌斯宾斯基 “视点” 理论与人类命运共同体的构建 // 中国社会科学报 (Гуань Юеэ. Теория «точки зрения» Б.А. Успенского и построение сообщества единой судьбы человечества // Газета «Социальные науки Китая». 2020. 12-11. № 2067.

37. 沈琴. “视点” 理论新探索:困境与出路 // 中国出版 (Шэнь Цинь. Новые исследования теории «точки зрения»: проблемы и пути их решения // Китайское издательство. 2022. № 16. C. 71.) https://doi.org/10.3969/j.issn.1002-4166.2022.16.016

38. 庄适选注,卜师霞校订. 刘勰. 文心雕龙(Чжуан Ши (коммент.), Бу Шися (ред.). Лю Се. «Дракон, изваянный в сердце письмен» (Вэнь синь дяо лун). Пекин, 2022. 161 с.

39. 王少天, 丁若涵. 刘勰之 “神思” “隐秀”到 《人间词话》之 “境界” — 《文心雕龙》 对王国维境界说的影响探析 // 名作欣赏 (Ван Шаотянь, Дин Жохань. От идей «одухотворённого мышления» и «переплетения сокрытого и явного» Лю Се к теории «цзинцзе» в «Разные суждения о поэзии жанра цы»: Анализ влияния «Дракон, изваянный в сердце письмен» на теорию «цзинцзе» Ван Говэя // Рецензия на шедевр. 2025. № 21. С. 107-109.

40. Успенский Б.А. Ego Loquens: Язык и коммуникационное пространство. Москва, 2011. 344 с.


Рецензия

Для цитирования:


Cунь Ц., Се М. Восприятие и распространение академических идей Б.А. Успенского в Китае. Неофилология. 2025;11(4):1065-1080. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1065-1080

For citation:


Sun J., Xie M. The reception and dissemination of B.A. Uspenskiy’s academic ideas in China. Neophilology. 2025;11(4):1065-1080. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1065-1080

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)