Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 4, № 13 (2018)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

5-11 21
Аннотация
Доказывается, что на современном этапе ономастических исследований ощущается недостаток интеграционных исследований обобщающего характера, необходимость систематизации и дополнения полученных в современной ономастике результатов с когнитивных позиций, позволяющих уделить внимание прежде всего участию урбанонимической лексики в представлении знаний; опубликованная в 2016 г. первая хрестоматия по когнитивной ономастике, включающая статьи ученых из Австрии, Венгрии, Германии, Польши, Финляндии за 2004-2014 гг., содержит обоснование когнитивного направления исследования имен собственных. Устанавливается, что обращение к изучению урбанонимов в когнитивном контексте позволяет задуматься, что понимается под когнитивной ономастикой и может ли когнитивная ономастика помочь ответить на многие вопросы в области познания окружающих человеком названий линейных внутригородских объектов. Выявляется, что обращение к проблемам именования урбанонимов в когнитивном аспекте определяется двумя основными причинами. Во-первых, недостаточной изученностью когнитивной составляющей ономастики, которая способна заимствовать идеи когнитивной лингвистики и порождать свои собственные когнитивные теории. Во-вторых, значимостью для современного общества обоснованных научных данных о когнитивной обусловленности выбора, изобретения и употребления имен собственных на территории города. Обосновывается теория ономастической категоризации.
12-17 22
Аннотация
В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-позна-вательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто неинтересен, непривлекателен для школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса у учащихся. Любой, даже самый трудный материал, запоминается учащимися без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.
18-22 23
Аннотация
Проведен анализ концептуальной области «восприятие» и вторичной репрезентации данной области посредством лексических категорий, входящих в область «растительный мир» на материале немецкого языка. Актуальность обусловлена возрастающим интересом лингвистов к изучению процессов интерпретации и концептуализации, что подтверждают многочисленные работы в данной области исследования. Целью является анализ лексических единиц, объективирующих область «растительный мир» в их интерпретирующей функции относительно концептуальной области «восприятие», а также выявление и анализ основных интерпретирующих форматов знания, стоящих за данными лексическими единицами. Основными методами являются метод концептуального анализа, метод компонентного анализа. Подробно описаны основные признаки интерпретирующих форматов знания лексических категорий области «растительный мир». В ходе исследования фактического материала были выявлены интерпретирующие признаки формата перцепции и наблюдения, ассоциативного формата, свойственные категориям данной области. Был проанализирован ряд лексических единиц, входящих в область «растительный мир», и сделаны основные выводы о способах интерпретации данными лексическими единицами концептуальной области «восприятие» в немецком языке.

ТЕКСТОЛОГИЯ

23-29 31
Аннотация
Рассмотрены два фрагмента «Слова о полку Игореве», памятника древнерусской литературы конца XII века. Первый фрагмент имел несколько вариантов чтений, где авторы пытались понять и адекватно перевести непонятный глагол при слове Дивъ - названии демонического существа, которое встречается в древнерусских текстах. Исследователи думали, что в данном случае при переписке рукописи «Слова» в текст попала запись на полях рукописи, привлекающая внимание к незнакомому слову «зри», при этом отмечалось, что начертания букв Б и Р могли быть сходными. Нами отмечено, что во фрагменте произведения XV века «Задонщина», скопированном из «Слова о полку Игореве», мы встречаем параллельные варианты пробилъ и прорылъ, объясняемые как разные прочтения сходных начертаний букв, что представляет аргумент в пользу исправления написания збина зри. После этого, основываясь на показаниях лексики украинского языка, предложено читать непонятный фрагмент как узрися (появился) Дивъ. Во втором фрагменте в сочетании «синее вино съ трудомъ смешено» при обращении к фактам диалектов украинского языка показано, что вино в этом фрагменте «Слова о полку Игореве» является названием ягод винограда, а не напитка. Слова трудь и туга в древнерусском языке имели значение «горе, печаль», но слово туга было сходно с названием риса или пшена, заимствованным из тюркских языков, и, вероятно, было заменено более понятным синонимом. В этом случае слова «синее вино съ трудомъ смешено» должны обозначать особое блюдо, приготавливаемое для славянских поминальных трапез, что согласуется с мотивами смерти в этом контексте произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

30-38 23
Аннотация
Поставлена актуальная проблема смены художественной парадигмы в новейшей литературе и обусловленных этим изменений в способах организации художественного текста. Цель состояла в выявлении особенностей актуальной поэтики в современном западноевропейском романе, в описании обновленных способов реализации авторской стратегии и тактики. На основе проведенного поэтологического анализа обоснована специфика палимпсеста как имманентного свойства нон-классического текста в романах С. Фолкса и Б. Шлинка, ведущих современных прозаиков Великобритании и Германии. Показано, что палимпсест конструируется либо по принципу агглютинации, когда текст «склеивается» из относительно самостоятельных частей, каждая из которых «просвечивает» сквозь последующие (С. Фолкс), либо по принципу «нанизывания» «вставных конструкций» на основную сюжетную линию (Б. Шлинк). Описаны функции «вставных конструкций», воспроизводящих жанровые черты античного мифа об Одиссее, «рассказанной истории», мемуаров, викторианского романа, журнальной рецензии, публицистической статьи, газетного очерка и др., которые вступают во взаимодействие с основной жанровой парадигмой романа, что определяет сложную, многоголосую и многосмысленную структуру текста. Обоснована взаимосвязь поэтики проанализированных романов с принципами неклассической художественности, базирующейся на акцентировании коммуникативной природы искусства.
39-44 14
Аннотация
Поставлена актуальная проблема литературного импрессионизма, до сих пор нуждающаяся в теоретическом и историко-литературном исследовании, в том числе - и на материале творчества конкретных авторов, связанных с разными национальными культурами и разными этапами литературного развития. Обозначены те аспекты этой проблемы, которые по-прежнему сохраняют дискуссионный характер. Реализованы цель и задачи описания сложившихся подходов к интерпретации импрессионизма как эстетического феномена с учетом результатов взаимодействия импрессионистических явлений в живописи, музыке и литературе. Сделаны выводы о значимости данных явлений для развития интерпретирующей и миметической функций искусства. На этой основе предложена трактовка литературного импрессионизма как совокупности импрессионистических приемов, направленных на воссоздание субъективных впечатлений от мира, сообщающих тексту повышенную динамичность и существенно обогащающих выразительные возможности слова, состоящие в фиксации мгновенных изменений, происходящих в мире: в живой природе, в эмоциональном состоянии человека и т. п. Определен статус литературного импрессионизма как специфической характеристики творчества писателей, которые при этом могут быть связаны с разными литературными направлениями и творческими методами (реализмом, натурализмом, символизмом и др.), разными родами и жанрами (роман, новелла, лирическое стихотворения и др.).
45-58 15
Аннотация
Проанализирована повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца». Рассмотрен ее сатирический вектор - тайный литературный фарс, направленный на Л.Д. Троцкого и его окружение. Определены композиция фарса, границы его встроенности в текст. Прослежены связи с дьяблерией, мистерией-буфф, политическим фарсом, разыгранным советской пропагандой по освещению «московских процессов» над «троцкистами». В качестве литературных источников привлечены романы-фельетоны «Москва» А. Белого и «Остров Эрендорф» В.П. Катаева. Значительное место отведено игровым особенностям произведения, в частности, разновидности аллюзии - приему суггестивного маркирования. Предложена гипотеза атрибуции повести.

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

59-63 19
Аннотация
Рассмотрена проблема сохранения и модификации национальной идентичности культуры и национальности. В современный период развития общества - период открытия государственных границ и создания полинациональных государств, не может не происходить взаимовлияние национальных культур и национальных языков, все это, в свою очередь, приводит к модификации определенных стереотипов, ментальных черт личности и формированию новых, актуальных для людей разных национальностей, долгое время проживающих на одной территории. Проанализирован характер взаимоотношений русского и казахского этносов в Казахстане, который накладывает определенный отпечаток как на развитие менталитета личности обоих народов, так и на формирование единого понятийного базиса носителей языков, актуального именно для данного социума. При рассмотрении гостеприимства как черты русских и казахов, свойственной им исторически, нами сделана попытка выяснить, как происходит изменение образа мышления в условиях взаимодействия культур. Социолингвистический и статистический анализ данных анкетирования двух этнических групп из России и Казахстана позволяет получить данные о возможных модификациях этностереотипов казахстанских русских, происходящих в процессе длительного проживания в Казахстане.

К 100-ЛЕТИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТАМБОВЩИНЕ

64-70 15
Аннотация
Посвящено памяти профессора, доктора филологических наук Лии Соломоновны Кауфман в связи с ее столетием. Выпускница легендарного Московского института философии, литературы и истории отдала около 60 лет жизни становлению высшего образования на Тамбовщине. За годы работы в Тамбовском государственном педагогическом институте/Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина прошла путь от ассистента до профессора, внесла значительный вклад в подготовку научно-педагогических кадров, как заведующий кафедрой немецкого языка создала благоприятные условия для международного сотрудничества уже в 1960-1970-е гг., является основателем второго по России международного Тамбовского общества Гете.

РЕЦЕНЗИИ

71-75 16
Аннотация
Осуществлен аналитический обзор монографии, посвященной актуальной проблеме жанрообразования и жанровой поэтики. Эта проблема рассмотрена в монографии на материале английской новеллы, ее происхождения и исторической эволюции с XIV до начала XXI века. Обоснованы актуальность и теоретическая значимость научных результатов, представленных в рецензируемой книге. Показана специфика современного этапа в развитии литературоведения, состоящая в обострении научного интереса к «пульсации» художественных идей, вариациям жанров и жанровых взаимодействий. Отмечена новизна представленных в монографии наблюдений и выводов о путях трансляции традиции и особенностях ее рецепции на разных этапах развития художественного сознания. Подтверждена значимость и научная перспективность вклада автора монографии в исследование исторической поэтики английской новеллы.

ХРОНИКА

76-80 16
Аннотация
Посвящено Дню славянской письменности и культуры, рассмотрены предпосылки создания праздника, территория его распространения, а также участие конкретных славянских государств в его популяризации. Проанализирована деятельность Форума славянских культур, штаб-квартира которого находится в г. Любляна, Словения. Отмечено, что деятельность форума способствует укреплению культурных связей между славянскими народами, консолидации интересов славян в гуманитарной сфере, а также развитию международных мероприятий, таких как фольклорные праздники, гала-концерты, конференции. Выделена цель деятельности Форума славянских культур, которая заключается в укреплении и защите интересов славян в сферах культуры и науки, а также в сохранении традиций и конфессиональных предпочтений. Кроме того, отмечены современные угрозы целостности культуры славянских народов, названы проблемы в области международного сотрудничества, которые предстоит решить.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)