Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 2, № 4 (2016)
Скачать выпуск PDF

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

50-56 1
Аннотация
Проведено исследование функции образа Жанны д’Арк в поэзии М. Цветаевой, который прежде не привлекал внимание исследователей ее творчества. Анализ художественного мира поэта позволил выявить, что обращение к образу Святой Иоанны связано, прежде всего, со смутной и трагической послереволюционной эпохой, в которой М. Цветаева находит параллели с временами Столетней войны. Одновременно влияние образа Жанны д’Арк на творчество М. Цветаевой удалось обнаружить и на более глубоком уровне - аналогий, проводимых автором между собой и героиней как в дневниковых записях, так и мотивов, равно сопровождающих образ Иоанны и образ лирического «я» цветаевской лирики. К ним отнесены мотивы: избранничества; слышания голосов; ведомости нездешней силой, жизни как постоянной борьбы; женщины, взявшейся за неженское дело; сильной женщины, ведущей мужчину «на царство»; женщины как воплощения жизни и страсти в противовес лишенному жизненных сил рабу рациональности - мужчине; огня, в котором сгорают и героиня, и лирическое «я» поэта. Результатом проведенного исследования становится вывод о том, что образ Жанны д’Арк может быть отнесен к разряду ключевых в художественном мире М. Цветаевой.
57-61 2
Аннотация
Уделено внимание истории развития научной фантастической прозы ХIХ века. Показана платформа, на которой базируется отечественная научная фантастика. Продемонстрирована связь русской фантастической литературы с мифологией и авторской сказкой, проведена параллель между фантастической прозой и традициями романтизма. Представлен краткий анализ наиболее характерных образцов фантастики ХIХ века. Роль фантастики состоит не только в популяризации научных знаний и развлекательной функции. Произведения научной фантастики затрагивают фундаментальные научные и философские проблемы, позволяют оценить те или иные явления действительности с учетом современных представлений о мире. А прием фантастического допущения демонстрирует взгляд на мир с другого ракурса. В этой связи определенный интерес представляет эволюция фантастической прозы в период с XIX в. до наших дней. Акцент сделан на период зарождения и оформления отечественной фантастики. Предметом анализа являются известные произведения писателей XIX века, работавших в русле фантастики: «Косморама» и “Opere del Cavaliere Giambattista Piranesi” В.Ф. Одоевского, «Опал» И.В. Киреевского, «Вальтер Эйзенберг» К.С. Аксакова. Эти фантастические повести демонстрируют влияние наиболее характерных литературных тенденций XIX века.
62-66 3
Аннотация
Проанализированы новеллы немецкого писателя Вольфганга Борхерта, отражающие индивидуально-авторскую картину мира и содержащие размышления о человеке, находящемся в органичном взаимодействии с окружающим его природным пространством. Уточнены причины творческого интереса писателя к явлениям природы, констатируется идеологическая и поэтологическая соотнесенность рассматриваемых новелл («Гроза», «Любимая голубая, серая ночь») с прозой В. Борхерта, в которой жестоким военным будням противопоставляются любовь к жизни, преданность малой родине, одухотворенность внешних (материальных) объектов и предметов, искренняя увлеченность девушкой (юношей). Выявлены специфика и способы художественного воплощения природных образов в их корреляции с психологическим состоянием юных персонажей. Гипотеза исследования основана на предположении, что при создании «лаконичных природных зарисовок» В. Борхерт руководствовался идеей сохранения равновесия в мире при непосредственном участии самого человека. Актуальность обусловлена необходимостью уточнения и дополнения уже сложившихся научных представлений о проблематике и поэтике малой прозы писателя, потребностью в переводе на русский язык и включении в современный литературный контекст ранее неизвестных новелл В. Борхерта, остающихся вне сферы внимания ученых-филологов.
67-72 5
Аннотация
Осмыслены представления о родине в художественном пространстве (на материале произведений казахстанских писателей и поэтов А. Алимжанова, О. Сулейменова, Ю. Домбровского). Выявлены языковые особенности репрезентирующих лексем: от родины «малой» (степь, дом, дерево) до родины «большой» (страна/государство, народ/люди, Земля/Вселенная). Доказано, что наиболее ярко индивидуальность текстового пространства проявляется в возможности свободного выбора тех или иных языковых средств в качестве доминирующих и стилеобразующих (метонимия, метафора, индивидуально-авторские слова и обороты, доминанты и др.). Особое внимание в художественных текстах уделяется представлению о дереве как архетипе - наличие семантического элемента «жизнь» (ср.: мировое древо, древо жизни), поскольку существует особо тесная связь у человека с плодоносящими деревьями: такое дерево больше принадлежит миру культуры, чем миру природы. Деревом-символом для Алма-Аты (ныне Алматы) является яблоня , которая ассоциируется с родным, любимым городом. Наблюдения показали, что лексемы тополь , яблоня, яблоко, горы, тополь (живое дерево ), словосочетание кафедральный собор (трансформированное дерево ) выступают символическими коррелятами города Алма-Аты. Не случайно частотные слова степь и тополь в художественных текстах и по сей день несут в себе отпечаток отражения мифологического мышления в культуре казахского этноса, актуализируя различные текстовые значения.
73-83 2
Аннотация
Рассмотрена значимость музыкальных образов в стихотворениях, которые составили цикл «Кармен» А.А. Блока, отразившего образное содержание оперы Ж. Бизе «Кармен». Предложена методика описания взаимоотношений музыки и поэзии, рассмотрены принципы последовательного выявления характера жизненных ситуаций во время работы поэта над исследуемым циклом, что позволило увидеть внутреннюю связь между элементами художественной структуры поэтического цикла, свойствами и музыкальными особенностями оперы Ж. Бизе «Кармен», а также коллизиями романтических отношений между поэтом и исполнительницей роли Кармен в опере Л.А. Андреевой-Дельмас. Установлено, что поэт через поэтический цикл «Кармен», состоящий из десяти стихотворений, ассоциативно связанных с оперой Ж. Бизе, и написанный в период влюбленности А.А. Блока в оперную певицу, вводит читателя в мир и поэтического и музыкального произведений сквозь призму романтических отношений. Выявлено, эксплицированный знак в виде аббревиатуры символизирует возникшие близкие отношения между поэтом и исполнительницей роли Кармен: посвящение-криптоним складывается в слово - «лад ( Л.А.Д. ), которое являет собой отражение «поливалентности» - обращенность в одно и то же время к музыке, жизни и поэзии. Рассмотрение хронологического соотнесения фактов, переклички биографических событий и событий музыкальной жизни доказывает их влияние на формирование идейно-художественного замысла стихотворений А.А. Блока.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

28-34 2
Аннотация
Предложен анализ стратегий процесса формирования гражданской активности молодого поколения как целенаправленного процесса организации учебных и внеучебных форм жизнедеятельности учеников, направленных на становление и развитие у них целостного и осознанного представления о сущности гражданственности. Установлено, что специфика формирования гражданской активности подрастающего поколения определяет место этого направления в общей системе воспитания молодежи Казахстана. Доказано, что знание специфики стратегии формирования гражданственности и учет ее в практике воспитательной работы позволят более четко планировать и осуществлять процесс формирования гражданской активности школьников-подростков. Обосновано, что содержание процесса гражданской активности школьников-подростков определяет мотивационный, когнитивный и процессуальный компоненты, без учета которых процесс формирования гражданской активности не будет иметь положительного результата. Исходя из принципа комплексного подхода к воспитанию, важно учитывать, что гражданское воспитание органически связано с духовным, политическим, патриотическим, нравственным, правовым и культурологическим воспитанием. Обосновано, что гражданская активность - это гражданственность, воспитанная с ранних лет, со школы, являющаяся на всю жизнь первоосновой поступков и поведения молодого человека во имя благоденствия и процветания своего Отечества. Доказано, что для методологического обоснования лингвокультурологического описания закономерностей формирования гражданственности подрастающего поколения существенной оказывается апелляция к прошлому как необходимое условие адекватного описания понятия гражданственность» в любой лингвокультуре. Такой подход позволяет выявить заключенную в языковой единице существенную культурную информацию, которая складывалась на протяжении многих тысячелетий, является актуальной в настоящее время и имеет прямое отношение к понятию «гражданственность».
35-41 7
Аннотация
Изучены образы женщин в фольклоре и древней истории тюрков, где в центре внимания древних эпических памятников прослеживаются женские персонажи. Мифология является неотъемлемой частью мышления, а его реализация осуществляется в мифах и мифологемах, составляющих мифологическую концептосферу национально-культурной картины мира. Мифы привлекательны в первую очередь своей простотой, доступностью восприятия, а также образностью, символичностью изложения и, следовательно, легкостью запоминания и передачи информации. Фольклор и мифология являются самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. Женские персонажи в тюркских фольклорно-литературных памятниках играли важную роль в процессе создания собственного мироустройства. Собиратели тюркского фольклора и мифологии обрабатывали различные сюжеты и использовали черты женских персонажей в своих более поздних произведениях. Особенно это касается той просветительской литературы, которая идейно направлена на популяризацию ислама. Образ женщины в тюркских фольклорно-литературных памятниках претерпевает качественные изменения благодаря эпическому контексту. При рассмотрении женских образов мы опираемся на известные классификации тюркских мифических сюжетов, которые присутствуют в текстах памятников средневековья. Как показало прочтение некоторых выбранных нами в качестве анализа текстов (дастаны, легенды и мифы древних тюрков, сказки и т. д.), некоторые сюжеты, впоследствии обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими преданиями, в которых действуют не только герои, имеющие божественное происхождение, но и сами боги. На стыке подлинного мифа и исторического предания складываются женские образы в тюркской литературе.
42-49 3
Аннотация
На основе анализа еще неопубликованных воспоминаний очевидцев событий и письменных свидетельств, содержащихся в изданной литературе, впервые рассмотрены некоторые актуальные вопросы, связанные с жизнью и деятельностью видного ученого-востоковеда Александра Александровича Семенова (1873-1958), уроженца села Польное Конобеево Шацкого уезда Тамбовской губернии (нынешнего Шацкого района Рязанской области), который после окончания Лазаревского института восточных языков (г. Москва) был определен в 1901 г. на работу в Ашхабад - административный центр самой южной, Закаспийской области Российской империи. Обосновано, что за период с конца весны 1901 г. по начала лета 1906 г., то есть в течение полных пяти лет А.А. Семенов, работая заведующим статистическим отделом канцелярии начальника Закаспийской области, одновременно становился в качестве исследователя-востоковеда с обнадеживающим будущим ученого. Стал одним из членов-учредителей Закаспийского кружка любителей археологии и истории Востока. Опубликовал научную статью об археологическом памятнике Анау, организовал в Ашхабаде курсы восточных языков с преподаванием туркменского и других языков. Выявлены и проанализированы другие результаты его научных и практических работ, выполненных в Ашхабаде, которые оставили заветный след в истории Туркменистана в самом начале ХХ века. Параллельно рассмотрены некоторые страницы из жизни и деятельности туркменского писателя Хыдыра Дерьяева (1905-1988) - бывшего студента А.А. Семенова по Среднеазиатскому государственному университету.

ЛИНГВИСТИКА

5-11 3
Аннотация
Проанализирован демотиватор как полимодальный текст, для которого свойственны многоплановость и комический смысл, являющиеся следствием синтеза вербальной и визуальной составляющих. Изучение демотиватора осуществлено в рамках когнитивной лингвистики, которая позволяет изучить специфику интерпретирующей деятельности человеческого сознания с позиции взаимодействия мыслительных и языковых структур, обеспечивая значимость и актуальность работы. В качестве мыслительного процесса, определяющего создание и осмысление демотиватора, рассмотрена интерпретация. Интерпретация как мыслительный процесс опирается на коллективные схемы знания, получающие как вербальную, так и визуальную репрезентацию, но предполагает субъективное понимание объекта интерпретации или его определенных характеристик отдельным индивидом. Интерпретация предполагает действие операции «концептуальная интеграция», благодаря которой устанавливаются смысловые связи между элементами вербальной и визуальной составляющих демотиватора. На материале англоязычных демотиваторов показано, что языковым выражением концептуальной интеграции содержания, передаваемого вербальной и визуальной составляющими, могут являться каламбур, олицетворение, гипербола, ирония. В качестве методов анализа фактического материала использованы контекстуальный и концептуальный анализы. Полученные результаты могут быть использованы в курсах стилистики английского языка, лингвистики текста, когнитивной лингвистики.
12-17 2
Аннотация
Рассмотрены проблемы изучения городской номинации в лингвокреативном аспекте на материале названий улиц г. Тамбова. Обосновывается, что лингвокреативность подчиняется реализации прежде всего прагматической функции языка, поскольку служит созданию информационной базы городского ономастикона для человека как носителя языкового сознания. Однако анализ ономастических креативных номинаций должен включать в себя собственно языковые средства и конкретные механизмы, которые используются при номинации, а не только прагматические установки номинатора. В рамках концепции ономастической креативности устанавливается, что использование языковых средств при создании ономастических единиц находит отражение в искусственной ономастической номинации, что в сфере номинации линейных городских объектов (улицы, площади, переулки, проезды и т. п.) выделяются различные способы урбанонимической концептуальной деривации: объектный , процессуальный, целевой и смешанные способы ( объектно-целевой , объектно-процессуальный и процессуально-целевой ). Доказывается, что использование имени нарицательного в целях называния линейного городского объекта иллюстрирует специфику языкового сознания и форм освоения мира в языке (ср. наличие самого распространенного названия улицы в Израиле - Оливковая улица), что в формировании семантики растительных урбанонимов отражается характеристика свой/чужой с помощью нейтральной лексики, приобретающей оценочное значение (задействована типичная метафорическая модель растительный мир - урбаноним ).
18-27 2
Аннотация
Предложены размышления о путях развития поэтонимологии, междисциплинарного научного направления, изучающего собственные имена в литературно-художественных текстах. Изучение актуально как в связи с бурным развитием ономастических исследований в мире, так и в силу принципиальной новизны целого ряда теоретических постулатов, позиционирующих поэтонимологию не только как преемницу литературной ономастики, но и как новый этап в ее развитии. Цель - ознакомить читателей с задачами поэтонимологических исследований как специфического способа проникновения не только в поэтику, но и в семантическую ауру поэтонимов, формирующуюся в процессе их функционирования в художественном тексте, в свойства и возможности собственных имен в порождении литературно-художественного целого произведения. Предложено осмысление термина поэтоним, под которым следует понимать имя в литературно-художественной речи, которое выполняет, кроме обязательной номинативной, характеризующую, идеологическую и стилистическую функции, вторичное по отношению к реальной онимии, со свойственной ему подвижной семантикой. Исходя из представления о художественном произведении как о вторичной семиотической моделирующей системе, можно и о поэтонимии, если таковая представлена в произведении, говорить как о вторичной системе, моделирующей реальную. Показаны основные линии перемен в теоретических представлениях о поэтонимии. Доказано, что всякое собственное имя в литературно-художественном произведении есть знак «фиктивного» (в смысле: сотворенного воображением писателя) существования означенного им объекта.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)