Preview

Неофилология

Расширенный поиск

КОНЦЕПТ ‘НАУКА И ИСКУССТВО’ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИСКУРСИОННОМ ПОЛЕ КОММУНИКАТИВНО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОМАНА Е.И. ЗАМЯТИНА «МЫ»

https://doi.org/ 10.20310/2587-6953-2018-4-14-44-53

Аннотация

Исследование, проведенное в аспекте дискурсионного подхода к художественному тексту - роману Е.И. Замятина «Мы», посвящено теме «наука и искусство», с целью демонстрации в Едином Государстве некой заинтересованности в научных достижениях при отсутствии заинтересованности в искусстве с его мощной творческой энергетикой. Развита идея о процессуальной значимости концепта ‘ИСКУССТВО’ в его особой форме ‘НАУКА И ИСКУССТВО’. Роман Е.И. Замятина «Мы» трактуется как своеобразный художественный сплав собственно автора и вымышленного соавтора Д-503. Для первого «Мы» - космос, для второго «мы» - нумера Единого Государства. Роман становится своеобразной семиотической знаковой структурой, которая заключается в воссоединении двух созидателей: живущего писателя (Е.И. Замятина) и сотворенного им повествователя Д-503. Именно между реальным и воображаемым автором на протяжении всего романа создается ментально-коммуникативная связь. Проблема же внутренней связи между автором и повествователем (Д-503) органично соотнесена с модусом текста по трактовке знаменитого швейцарского филолога Ш. Балли. Замятинское «Мы» особо отмечает объединение науки и ‘ИСКУССТВА’ за счет ‘ТВОРЧЕСКОГО’ начала, присущего тому и другому как неуемной потребности гносеологической природы человека.

Об авторе

Вероника Павловна Гредель
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Россия


Список литературы

1. Григорьев A.A. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая. Пушкин - Грибоедов - Гоголь - Лермонтов // Григорьев A.A. Апология почвенничества / сост. и комм. А.В. Белова. М.: Ин-т русской цивилизации, 2008.

2. Парамонов Б.М. Пушкин - наше ничто // Звезда. 1999. № 6.

3. Чернейко Ю.Д. Гештальтная структура абстрактного имени // НДВШ - филологические науки. 1995. № 4. С. 73-83.

4. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 464 с.

5. Хатямова М.А. «Мы» Е.И. Замятина как метароман // Культура и текст. 2005. № 9. С. 136-144.

6. Лефевр Ф. Один час с Замятиным, кораблестроителем, прозаиком и драматургом // Замятин Е.И. Я боюсь. Литературная критика. Публицистика. Воспоминания. М.: Наследие, 1999. С. 257-262.

7. Шпак В.Г. Синтетизм в системе художественного мышления Е.И. Замятина: дис.. канд. филол. наук. Самара, 2001. 196 с.

8. Крон А. Заметки писателя // Литературная Москва. М., 1956. Т. 2. С. 780-790.

9. Куртис Дж. Исследования романа «Мы» за рубежом // Евгений Замятин. «Мы»: Текст и материалы к творческой истории романа. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2011. С. 535-563.

10. Фигуровский Н.Н. К вопросу о жанровых особенностях романа Е.И. Замятина «Мы» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1996. № 2. С. 18-25.

11. Абдусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.А. и др. Атеистический словарь / под общ. ред. М.П. Новикова. М.: Политиздат, 1986. 512 с.

12. Сухих И.Н. О городе солнца, еретиках, энтропии и последней революции (1920. «Мы» Е. Замятина) // Двадцать книг 20 века: Эссе. СПб.: Паритет, 2004. С. 70-98.

13. Борода Е.В. Проза Е.И. Замятина: поэтика конфликта в замкнутом пространстве: дис.. канд. филол. наук. Тамбов, 2003.

14. Иванов В.В. Актовые лекции в Международном университете в Москве. М.: Изд. дом Междунар. ун-та в Москве, 2014. 100 с.

15. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 416 с.

16. Хардер П. Язык, языки и языковое взаимодействие: к вопросу об объекте (объектах) лингвистического описания // Когнитивные исследования языка. 2016. Вып. 24. С. 666-684.

17. Болдырев Н.Н. Роль языка в структурировании сознания // Когнитивные исследования языка. 2015. Вып. 22. С. 34-39.

18. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Русский ассоциативный словарь. Кн. 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Ч. 2. М.: ИРЯ РАН, 1996. 212 с.

19. Хойсингтон С.С. Присутствие Пушкина в романе Замятина «Мы» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 1999. Вып. 2. С. 14-22.

20. Белковский С. Высоцкий и Пушкин // Новая газета. 2018. 26 янв.

21. Замятин Е.И. Пушкин // Замятин Е.И. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 4. Беседы еретика. М.: «Дмитрий Сечин»; «Республика», 2010.

22. Хатямова М.А. Искусство как должное в романе Е. Замятина «Мы» // Русская литература в 20 веке: имена, проблемы, культурный диалог: сб. ст. Томск: Нац. исслед. Томск. гос. ун-т, 2006. С. 7-26.

23. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1939. Т. 3. 1424 с.

24. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика / сост. и вступ. ст. Н.Д. Арутюновой, Е.В. Падучевой. М.: Прогресс, 1985. С. 251-275.

25. Шевлякова Л.Р. Ритм орнаментальной прозы (на материале произведений Е.И. Замятина): автореф. дис.. канд. филол. наук. Алматы, 2007.

26. Любимова М.Ю. Биография Е.И. Замятина: Источники для реконструкции // Евгений Замятин и культура 20 века. Исследования и публикации. СПб.: Изд-во РНБ, 2002. С. 8-36.


Рецензия

Для цитирования:


Гредель В.П. КОНЦЕПТ ‘НАУКА И ИСКУССТВО’ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИСКУРСИОННОМ ПОЛЕ КОММУНИКАТИВНО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОМАНА Е.И. ЗАМЯТИНА «МЫ». Неофилология. 2018;4(14):44-53. https://doi.org/ 10.20310/2587-6953-2018-4-14-44-53

For citation:


Hredel V.P. A ‘SCIENCE AND ART’ CONCEPT IN ARTISTIC-DISCURSIVE FIELD OF COMMUNICATIVE-SYNTACTICAL STRUCTURE OF E.I. ZAMYATIN’S “WE” NOVEL. Neophilology. 2018;4(14):44-53. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/2587-6953-2018-4-14-44-53

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)