Том 4, № 14 (2018)
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
5-10 25
Аннотация
Раскрыты общие вопросы функционирования заимствованных слов в родной речи. Замечено, что в мире нет языка, который полностью свободен от влияний иноязычных слов. Родная речь человека насыщена заимствованиями. Длительные политические, экономические, военные, культурные отношения между странами обогащают язык заимствованиями. Использование иноязычных слов в речи имеет определенную стилистическую роль, наиболее ярко проявляющуюся в различных функциональных стилях, например, в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном. Постоянное заимствование способствует увеличению доли иностранных слов и уменьшению доли русских слов. Заимствование обогащает иностранную часть языка, исконная часть остается в нетронутом состоянии. Введение в речь иноязычных элементов засоряет родной язык. Использование заимствованных слов без учета семантики приводит к речевым неточностям. Подчеркнуто, что актуальной становится идея очищения языка от ненужных заимствований, становится очевидной необходимость употребления иностранных слов в соответствии со значением подобных слов. Осознанное отношение к использованию иноязычных слов поможет избежать речевых ошибок и сохранить чистоту речи. Статья акцентирует внимание на неоднозначном отношении носителей языка к употреблению заимствованных слов в процессе коммуникации.
11-17 25
Аннотация
В настоящее время значительный интерес вызывают исследования, посвященные изучению русского национального характера. Русский народ нуждается в утверждении национальных достоинств на уровне всестороннего анализа национального характера (каждая нация неповторима в своей индивидуальности). Возникающий интерес и желание понять характерные черты русского национального характера объясняют его необычность и непонятность: доброта, широта души, веселье, рассудительность и т. д. Данные особенности закладываются характерными особенностями ландшафта и климата (равнинность и северное расположение). Существование внешней угрозы и необходимость быстрой мобилизации явились определяющим фактором, который оказал существенное влияние на политический и социальный уклад русских земель. Выполнение оборонительных задач, которые русский народ осуществлял на протяжении первых этапов своей истории, наложило отпечаток на русский народный характер. После нашествий степняков русские люди были заняты обустройством и восстановлением государства. По мнению К.Д. Ушинского, язык соединяет людей в одно великое историческое целое: «Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно эта сама жизнь… Новую родину даже может создать народ, но языка - никогда; вымер язык в устах народа - вымер и народ».
18-24 18
Аннотация
Оценка рассмотрена как онтологическая характеристика человека. Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом ученых к изучению категории оценки. Оценка является одной из важнейших лингвистических категорий и признается основным способом отражения системы ценностей человека в языке. Оценка рассматривается как универсальная категория текста. Проанализированы типы категории оценки: эмоциональная, интеллектуальная, эмоционально-интеллектуальная. Оценка представляет собой специфическое системное аффективно-когнитивное, оценочно-самооценочное психическое образование, выполняющее важную функцию человеческого сознания, регулирующую поведение и деятельность индивида. Комплексным методом исследования рассмотрены основные характеристики оценочной деятельности человека. Проанализированы прототипы адаптивного поведения индивида. Обосновано влияние адаптивных стимулов на эмоционально-поведенческие реакции на основе деятельностного подхода. Представлены функции оценочных суждений. Выявление оценки лексических единиц осуществляется на основе сем «хорошо» или «плохо», так как положительное или отрицательное значение этих сем не вызывает сомнений. Оценочность может быть выражена в денотативном и коннотативном значениях, оценка может появится окказионально, то есть под влиянием контекста или фоновых знаний. Благодаря контексту лексические единицы, не имеющие никаких оценочных семантических признаков, могут стать оценочными и менять оценочный знак на противоположный в зависимости от ситуации, при этом данные суждения всегда антропоцентричны.
25-32 25
Аннотация
Рассмотрена роль метафоры в поликодовом рекламном тексте, представляющем собой комбинацию вербального и визуального кодов. В связи с тем, что целью социальной рекламы является изменение поведенческих моделей в обществе, проблема использования различных инструментов, благодаря которым создается рекламный образ, приобретает большое значение как в практике, так и в теории социальных коммуникаций. Цель данного исследования - выявление метафорических моделей в дискурсе социальной рекламы, рассмотрение специфики функционирования антропоморфной, зооморфной и артефактной метафоры на конкретных примерах рекламных сообщений. Материалом для анализа послужили 50 текстов российской и зарубежной социальной рекламы. В результате проведенного исследования установлено, что метафорические образы имеют высокий воздействующий потенциал и способны формировать убеждение целевых аудиторий в нужном направлении. Визуальные механизмы метафоризации в рекламе способствуют созданию цельного образа в сознании адресата и большей эффективности рекламного сообщения. Отдельное внимание уделено корреляции вербального и визуального кодов. Таким образом, проанализированы наиболее часто встречающиеся модели поликодовой метафоризации в рекламном дискурсе, специфика их употребления в креолизованном тексте социальной рекламы.
33-43 12
Аннотация
Представлена попытка изучения проблемы языкового сознания, являющейся в настоящее время одной из значимых в психолингвистике, так как она напрямую связана с проблемой этнического менталитета. Рассмотрены основные положения о взаимосвязи языка и сознания, проанализированы структура и свойства сознания. Сознание как единое целое представляет собой сложное многослойное образование, включающее в себя онтологический, рефлексивный, хронотопический, духовный, ценностный слои. Предложено ввести в структуру сознания еще один слой - этнический, формирующий мировосприятие и мироощущение, обусловленные национальной спецификой. Объективный мир, отражаясь в этническом слое, преобразуется в субъективную реальность, которая получает «этническую окраску» и накладывает отпечаток на другие слои сознания. Особое внимание уделено различным подходам к пониманию языкового сознания, так как ученые по-разному определяют и интерпретируют данное понятие. В настоящем исследовании языковое сознание рассмотрено в этническом аспекте и определяется как часть национального сознания, способ вербального восприятия и отражения образа мира с помощью психических процессов порождения и восприятия речи, как опосредованная языком форма жизнедеятельности этноса, механизм адаптации к окружающему миру.
44-53 45
Аннотация
Исследование, проведенное в аспекте дискурсионного подхода к художественному тексту - роману Е.И. Замятина «Мы», посвящено теме «наука и искусство», с целью демонстрации в Едином Государстве некой заинтересованности в научных достижениях при отсутствии заинтересованности в искусстве с его мощной творческой энергетикой. Развита идея о процессуальной значимости концепта ‘ИСКУССТВО’ в его особой форме ‘НАУКА И ИСКУССТВО’. Роман Е.И. Замятина «Мы» трактуется как своеобразный художественный сплав собственно автора и вымышленного соавтора Д-503. Для первого «Мы» - космос, для второго «мы» - нумера Единого Государства. Роман становится своеобразной семиотической знаковой структурой, которая заключается в воссоединении двух созидателей: живущего писателя (Е.И. Замятина) и сотворенного им повествователя Д-503. Именно между реальным и воображаемым автором на протяжении всего романа создается ментально-коммуникативная связь. Проблема же внутренней связи между автором и повествователем (Д-503) органично соотнесена с модусом текста по трактовке знаменитого швейцарского филолога Ш. Балли. Замятинское «Мы» особо отмечает объединение науки и ‘ИСКУССТВА’ за счет ‘ТВОРЧЕСКОГО’ начала, присущего тому и другому как неуемной потребности гносеологической природы человека.
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
54-59 23
Аннотация
Рассмотрены некоторые особенности обучения чтению на русском языке китайских студентов. Проблема обучения чтению китайских студентов, изучающих русский язык, является одной из важных и недостаточно разработанных проблем преподавания русского языка как иностранного. Для повышения эффективности при преподавании дисциплины чтения предложены принципы отбора текстового материала, предтекстовых и послетекстовых заданий, которые направлены на формирование навыков извлечения необходимой информации из печатного текста. Предложенные способы обучения позволяют повысить уровень мотивации чтения на русском языке в китайской аудитории. Приведены результаты исследования, которое проводилось в течение последних трех лет по отбору материала для чтения. Установлено, что используемый принцип отбора текста для чтения позволяет повысить уровень сформированности чтения, аудирования и говорения. Предложенная система работы с отбором текстов последовательно и конкретно направлена на облегченное понимание содержания читаемого и развивает умения оперировать языковым материалом с учетом специфики восприятия письменного текста, что помогает пониманию учебного материала. Учтенный опыт работы позволяет констатировать, что отобранные тексты для чтения привлекают внимание обучающихся к изучению русского языка и формируют лингвокультурологическую толерантность.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
60-71 12
Аннотация
Проанализирована повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца». Рассмотрен ее сатирический вектор - тайный литературный фарс, направленный на Л.Д. Троцкого и его окружение. Определены композиция фарса, границы его встроенности в текст. Прослежены связи с дьяблерией, мистерией-буфф, политическим фарсом, разыгранным советской пропагандой по освещению «Московских процессов» над «троцкистами». В качестве литературных источников привлечены романы-фельетоны «Москва» А. Белого и «Остров Эрендорф» В.П. Катаева. Значительное место отведено игровым особенностям произведения, в частности, разновидности аллюзии - приему суггестивного маркирования. Предложена гипотеза атрибуции повести.
К 100-ЛЕТИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТАМБОВЩИНЕ
72-85 23
Аннотация
Гаврила Романович Державин - виднейший поэт и государственный деятель эпохи Просвещения, внесший огромный вклад в развитие культуры и просвещения народа. Дан общий анализ развития русского театрального искусства второй половины XVIII века во времена правления Екатерины II. Рассматриваются основные этапы биографии Г.Р. Державина: детство, военная служба, административная деятельность на посту советника Правительствующего Сената. Силой своего поэтического дара он обличал коррупцию, казнокрадство, лесть, угодничество вельмож. Отмечены главные черты его личности: смелость, честность, справедливость, борьба за укрепление государственности на основе соблюдения законов. Подробно раскрыта деятельность Г.Р. Державина в должности губернатора Тамбовского наместничества. Отмечены не только его достижения в организации делопроизводства и законности, градопланирования и градостроительства, благоустройства города, но и забота о нравственном просвещении и образовании молодежи, ее эстетическом воспитании. Отмечены роль Г.Р. Державина и его жены в появлении первого театра в Тамбове, непримиримая борьба против нарушителей закона, подчеркнуто значение деятельности поэта-гражданина для потомков.
ПЕРСОНАЛИИ
86-88 12
Аннотация
Посвящено чествованию в национальном рамочном симпозиуме «Эпоха и Личность» ученого с большой буквы за вклад в науку - Элеоноры Дюсеновны Сулейменовой, вице-президента Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Президента Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, известного специалиста в области языкознания, автора учебников, учебных пособий, программ по обучению русскому и казахскому языкам.
ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)
ISSN 2782-5868 (Online)