Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Пространственно-временные координаты художественного мира Н. Абгарян в сборнике рассказов «Дальше жить»

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-371-380

EDN: iudfzp

Аннотация

Представлено исследование пространственно-временных координат художественного мира Н. Абгарян в сборнике рассказов «Дальше жить», который прежде не становился предметом пристального интереса исследователей. Цель работы – провести комплексный анализ текстов сборника «Дальше жить» как единого целого, обозначив особенности художественного мира писательницы через выявление его основных пространственно-временных категорий. Показано, что основными хронотопами в исследуемом сборнике являются «дом» и «провинциальный город Берд», локусы которых тесно взаимосвязаны и воспринимаются как мир. Ключевыми понятиями для понимания художественного мира Н. Абгарян являются культурная и родовая память, извечный круговорот бытия. Восстановление разорванного войной временного цикла становится возможным благодаря активизации механизмов культурной памяти. Способами восстановления циклического времени, нарушенного войной, в исследуемом сборнике является повторяемость обыденных действий. Актуализация памяти осуществляется через вещь, имя, запах, пищу. Сохранение памяти связано с изменением течения биологического времени. Молчание, которое выбирают герои Н. Абгарян, – это не только способ вытеснения трагических событий из памяти, но и новая возможность переживания воспоминаний. Эмблематичное название сборника «Дальше жить» наводит читателя на мысль, что жизнь всегда побеждает смерть, а цикличность времени является залогом мировой гармонии.

Об авторах

Е. О. Кузьминых
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
Россия

Кузьминых Елена Олеговна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации. 

394026, Российская Федерация, г. Воронеж, Московский пр-т, 14



В. В. Вязовская
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Россия

Вязовская Виктория Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования. 

394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская площадь, 1



Список литературы

1. Биргер Л. Наринэ Абгарян «Дальше жить». URL: https://horoshiy-text.ru/talks/21/96/3076/#_=_ (дата обращения: 07.02.2019).

2. Смолина Н.Ю. Художественная картина мира в поэме А.А. Блока «Возмездие»: структура и семантика: автореф. дис. … канд. филол. наук. Абакан, 2009.

3. Галстян Е.Г. Армянско-русский словарь. URL: https://bararanonline.com/армянско-русский-словарь (дата обращения: 07.02.2019).

4. Абгарян Н.Ю. Дальше жить. М.: АСТ, 2018. 252 с.

5. Павлова Н.И. Память, род, семья как базовые концепты современной прозы (на примере творчества Наринэ Абгарян) // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. Тверь: Тверской технический государственный университет, 2017. № 3. С. 113-120.

6. Успенский Б.А. Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: «Гнозис», 1994. Т. 1. 432 с.

7. Лихачев Д.С. Письма о добром. М.: Наука; СПб.: Логос, 2006. 315 с.

8. Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с.

9. Довлатбекян А.А. Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Арме-нии: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2005.

10. Данилова А. Наринэ Абгарян: Если ты услышал звук выстрела, значит, ты жив. URL: https://www. pravmir.ru/narine-abgaryan-esli-tyi-uslyishal-zvuk-vyistrela-znachit-tyi-zhiv/ (дата обращения: 01.02.2019).

11. Цатурян Е.И. Хронотоп автобиографического романа (на материале трилогии Н. Абгарян «Маню-ня») // PHILOLOGY. Волгоград: «Научное обозрение», 2017. № 1 (7). С. 32-35.

12. Ретривкина О.М. Ретро как один из способов организации межкультурной коммуникации в творче-стве Н. Абгарян // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. М., 2018. № 809. С. 293-302.

13. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. С. 234-407.

14. Этимологический словарь русского языка / сост. Г.А. Крылов. СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. 432 с.

15. Быстрова Я.В. Символика строения дома: социокультурный смысл // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. Т. 17. № 4. C. 102-111.

16. Леонтьев Э.П. «Город мертвых» в творчестве И. Бунина: попытка осмысления символического зна-чения кладбища // Культура и текст. Барнаул, 2005. № 8. С. 33-39

17. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Семиосфера. СПб.: Искусство–СПБ, 2004. С. 673-676.

18. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

19. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

20. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007. 348 с.

21. Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. М.: Высш. шк., 2006. 559 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кузьминых Е.О., Вязовская В.В. Пространственно-временные координаты художественного мира Н. Абгарян в сборнике рассказов «Дальше жить». Неофилология. 2019;5(19):371-380. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-371-380. EDN: iudfzp

For citation:


Kuzminykh E.O., Vyazovskaya V.V. Spatiotemporal coordinates of the artistic world of N. Abgaryan in the storybook “To live further”. Neophilology. 2019;5(19):371-380. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-371-380. EDN: iudfzp

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)