Пространственно-временные координаты художественного мира Н. Абгарян в сборнике рассказов «Дальше жить»
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-371-380
EDN: iudfzp
Аннотация
Представлено исследование пространственно-временных координат художественного мира Н. Абгарян в сборнике рассказов «Дальше жить», который прежде не становился предметом пристального интереса исследователей. Цель работы – провести комплексный анализ текстов сборника «Дальше жить» как единого целого, обозначив особенности художественного мира писательницы через выявление его основных пространственно-временных категорий. Показано, что основными хронотопами в исследуемом сборнике являются «дом» и «провинциальный город Берд», локусы которых тесно взаимосвязаны и воспринимаются как мир. Ключевыми понятиями для понимания художественного мира Н. Абгарян являются культурная и родовая память, извечный круговорот бытия. Восстановление разорванного войной временного цикла становится возможным благодаря активизации механизмов культурной памяти. Способами восстановления циклического времени, нарушенного войной, в исследуемом сборнике является повторяемость обыденных действий. Актуализация памяти осуществляется через вещь, имя, запах, пищу. Сохранение памяти связано с изменением течения биологического времени. Молчание, которое выбирают герои Н. Абгарян, – это не только способ вытеснения трагических событий из памяти, но и новая возможность переживания воспоминаний. Эмблематичное название сборника «Дальше жить» наводит читателя на мысль, что жизнь всегда побеждает смерть, а цикличность времени является залогом мировой гармонии.
Об авторах
Е. О. КузьминыхРоссия
Кузьминых Елена Олеговна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации.
394026, Российская Федерация, г. Воронеж, Московский пр-т, 14
В. В. Вязовская
Россия
Вязовская Виктория Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования.
394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская площадь, 1
Список литературы
1. Биргер Л. Наринэ Абгарян «Дальше жить». URL: https://horoshiy-text.ru/talks/21/96/3076/#_=_ (дата обращения: 07.02.2019).
2. Смолина Н.Ю. Художественная картина мира в поэме А.А. Блока «Возмездие»: структура и семантика: автореф. дис. … канд. филол. наук. Абакан, 2009.
3. Галстян Е.Г. Армянско-русский словарь. URL: https://bararanonline.com/армянско-русский-словарь (дата обращения: 07.02.2019).
4. Абгарян Н.Ю. Дальше жить. М.: АСТ, 2018. 252 с.
5. Павлова Н.И. Память, род, семья как базовые концепты современной прозы (на примере творчества Наринэ Абгарян) // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. Тверь: Тверской технический государственный университет, 2017. № 3. С. 113-120.
6. Успенский Б.А. Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: «Гнозис», 1994. Т. 1. 432 с.
7. Лихачев Д.С. Письма о добром. М.: Наука; СПб.: Логос, 2006. 315 с.
8. Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с.
9. Довлатбекян А.А. Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Арме-нии: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2005.
10. Данилова А. Наринэ Абгарян: Если ты услышал звук выстрела, значит, ты жив. URL: https://www. pravmir.ru/narine-abgaryan-esli-tyi-uslyishal-zvuk-vyistrela-znachit-tyi-zhiv/ (дата обращения: 01.02.2019).
11. Цатурян Е.И. Хронотоп автобиографического романа (на материале трилогии Н. Абгарян «Маню-ня») // PHILOLOGY. Волгоград: «Научное обозрение», 2017. № 1 (7). С. 32-35.
12. Ретривкина О.М. Ретро как один из способов организации межкультурной коммуникации в творче-стве Н. Абгарян // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. М., 2018. № 809. С. 293-302.
13. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. С. 234-407.
14. Этимологический словарь русского языка / сост. Г.А. Крылов. СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. 432 с.
15. Быстрова Я.В. Символика строения дома: социокультурный смысл // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. Т. 17. № 4. C. 102-111.
16. Леонтьев Э.П. «Город мертвых» в творчестве И. Бунина: попытка осмысления символического зна-чения кладбища // Культура и текст. Барнаул, 2005. № 8. С. 33-39
17. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Семиосфера. СПб.: Искусство–СПБ, 2004. С. 673-676.
18. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
19. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
20. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007. 348 с.
21. Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. М.: Высш. шк., 2006. 559 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кузьминых Е.О., Вязовская В.В. Пространственно-временные координаты художественного мира Н. Абгарян в сборнике рассказов «Дальше жить». Неофилология. 2019;5(19):371-380. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-371-380. EDN: iudfzp
For citation:
Kuzminykh E.O., Vyazovskaya V.V. Spatiotemporal coordinates of the artistic world of N. Abgaryan in the storybook “To live further”. Neophilology. 2019;5(19):371-380. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-19-371-380. EDN: iudfzp