Исследования звуковой культуры в 60–70-х гг. ХХ века: историко-культурологический анализ
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-444-451
Аннотация
Рассмотрены культурологические, социальные и исторические особенности зарождения и развития исследований звуковой и аудиальной культуры в 60–70 гг. XX века через обзор концепций, анализ искусства, звуковых и аудиальных технологий, которые повлияли на появление и становление современных звуковых исследований. Сделан акцент на тезаурусе области, дисциплинарных разграничениях, восприятии и интерпретации звука. Представлены семиотические и пространственные концепции рассуждения о звуке как знаке со своим означающим и означаемым в некой (не)слышимой среде. Проанализирован вклад основоположника звуковых исследований и акустической экологии исследователя Р.М. Шейфера в педагогические, философские и социокультурные области знаний. Р.М. Шейфер разработал научный концепт под названием «звуковой ландшафт», повлиявший на развитие большинства исследований звуковой культуры после 1970-х гг. Представленные в работе концепции интердисциплинарны и объединяют в себе множество направлений, где основой становится рассуждение о роли звука и слушания в социокультурном пространстве.
Об авторе
Г. А. Орлов-ДавыдовскийРоссия
Орлов-Давыдовский Георгий Алексеевич, аспирант, кафедра философии и социальных наук
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1
Список литературы
1. Braun H.J. An Acoustic Turn? Recent Developments and Future Perspectives of Sound Studies // Avant. 2017. Vol. 8. № 1. P. 75-91. https://doi.org/10.26913/80102017.0101.0005
2. Hilmes M. Is There a Field Called Sound Culture Studies? And Does It Matter? // American Quarterly. 2005. Vol. 57. № 1. P. 249-259. https://doi.org/10.1353/aq.2005.0006
3. Кейн Б. Саунд-стадиз в обход аудиальной культуры // Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 4 (9). C. 20-38. https://doi.org/10.17323/usp24201720-38, https://elibrary.ru/mbhroz
4. Russolo L. The Art of Noises. N. Y.: Pendragon Press, 1916. 87 p. URL: https://www.webcitation.org/5uY3woYNG (дата обращения: 4.11.2022).
5. Pritchett J. The Music of John Cage. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 223 p. https://doi.org/10.7916/D8SF2TZW
6. Кейдж Д. Тишина. Лекции и статьи. Вологда: БМК, 2012. 384 с. URL: https://monoskop.org/images/3/39/Keydzh_Dzhon_Tishina_lektsii_i_stati_2012.pdf
7. Dunaway D. Field Recording Oral History // The Oral History Review. 1987. Vol. 15. Issue 1. P. 21-42. https://doi.org/10.1093/ohr/15.1.21
8. Pinch T. From Technology Studies To Sound Studies: How Materiality Matters // Epistemology & Philosophy of Science. 2019. Vol. 56. Issue 3. P. 123-137. https://doi.org/10.5840/eps201956354
9. Forsey G. Ethnography as Participant Listening // Ethnography. 2010. Vol. 11. Issue 4. P. 558-578. https://doi.org/10.1177/1466138110372587
10. Doughty K., Duffy M., Harada T. Practices of emotional and affective geographies of sound Emotion // Space and Society. 2016. № 20. P. 39-41. https://doi.org/10.1016/j.emospa.2016.06.007
11. Jensen K.B. Sounding the Media: An Interdisciplinary Review and Research Agenda for Digital Sound Studies // Nordicom Review. 2006. № 27 (2). P. 7-33. URL: https://www.nordicom.gu.se/sites/default/files/kapitel-pdf/242_bruhn_jensen.pdf
12. Friedner M., Helmreich S. Sound studies meets deaf studies // The Senses and Society. 2012. Vol. 7. Issue 1. P. 72-86. https://doi.org/10.2752/174589312X13173255802120
13. Gay P., Hall S., Jones L. Doing Cultural Studies: The Story of the Sony Walkman. L.: Sage Publications Ltd, 1997. 208 p. URL: https://www.academia.edu/21381380/Doing_Cultural_Studies_The_Story_of_the_Sony_Walkman
14. Shulman N. Conditions of their Own Making: An Intellectual History of the Centre for Contemporary Cultural Studies at the University of Birmingham // Canadian Journal of Communication. 1993. Vol. 18. Issue 1. P. 1-16. https://doi.org/10.22230/cjc.1993v18n1a717
15. Куренной В. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Логос. 2012. № 1 (85). C. 14-79. https://elibrary.ru/rvrfnv
16. Truax B. Acoustic Communication. Norwood: Ablex Publishing Corporation, 1984. 244 p. URL: https://monoskop.org/images/1/13/Truax_Barry_Acoustic_Communication.pdf
17. Sterne J. Sonic Imaginations // The Sound Studies Reader. N. Y.: Routledge. 2012. P. 1-18. https://doi.org/10.4324/9780203723647-5
18. Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучковово поле, 2003. 464 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf
19. Southworth M. The sonic environment of cities // Environment and behavior. 1969. Vol. 1. Issue 1. P. 49-70. https://doi.org/10.1177/001391656900100104
20. Шейфер Р.М., Косых А. Индустриальная революция // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. № 4 (102). С. 202-223. https://elibrary.ru/vjgqij
21. Adorno T.W. Beethoven: The Philosophy of Music: Fragments and Texts. Stanford: Stanford University Press, 1998. 305 p. URL: https://zlibrary.to/pdfs/beethoven-the-philosophy-of-music-fragments-and-texts-1
Рецензия
Для цитирования:
Орлов-Давыдовский Г.А. Исследования звуковой культуры в 60–70-х гг. ХХ века: историко-культурологический анализ. Неофилология. 2023;9(2):444-451. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-444-451
For citation:
Orlov-Davydovsky G.A. Studies of sound culture in the 60s–70s of the 20th century: historical and cultural analysis. Neophilology. 2023;9(2):444-451. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-444-451