Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Эмотивная спицифичность концепта «искусство» в эстетическом пространстве художественного текста

Аннотация

Изучено концептуальное исследование художественного текста, что позволяет проследить динамику творческого созидания, отражающую эмоционально и социально обусловленное отношение автора к эстетическому предмету. Осмыслен ассоциативный характер мышления, объективирующийся в вербальных функциональных и формальных сходствах и аналогиях, связывающих феномены субъективной и объективной действительности, причем эти ассоциативные отношения всегда культурно и эмоционально обусловлены. Доказано, что разнообразные воплощения концепта «искусство» сопряжены с ощущением и проявлением эмоциональных представлений, включающих экстероцептивные и интероцептивные компоненты, которые сигнализируют об изменениях внутреннего мира человека с точки зрения значимости для него окружающих лиц, предметов, явлений и событий. Обосновано, что концепт «искусство» формирует в сознании эмоциональную концептосферу, что эмотивность развивается на основе эмоционального аспекта когнитивно-коммуникативной деятельности и представляет собой результат интеллектуальной интерпретации эмоциональности. Установлено, что существование эмоциональной картины мира в значительной степени обусловлено языком, поскольку эмотивная компетенция языковой личности автора художественного текста реализуется через эмотивы всех языковых уровней, т. е. репрезентируется в виде тех или иных вербализованных языковых единицах, выступающих как отражение внутреннего, психического мира и эмоционально сопряженных представлений, восприятий, ощущений. Доказано, что вербализованный концепт «искусство» интерпретируется как трехкомпонентная ментальная структура, включающая и дифференцирующая такие признаки, как понятие, образ и оценка.

Об авторе

Надежда Евгеньевна Малова
Адыгейский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Выготский Л. Психология искусства. М., 1986.

2. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 1987.

3. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов // Язык. Культура. Познание. М., 1997. С. 326-375.

4. Красавский Н.А. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской лингвокультурах: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2001.

5. Леонтьев А.В. Потребности, мотивы, эмоции. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

6. Заховаева А.Г. Искусство и медицина: грани взаимодействия (Искусство, которое лечит истерзанное «Я») // Вестник психотерапии. 2005. № 13. C. 123-129.

7. Ахиджакова М.П. Специфические особенности структурирования речи героев в творчестве А. Евтыха // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. Майкоп, 2009. № 3. С. 95-101.


Рецензия

Для цитирования:


Малова Н.Е. Эмотивная спицифичность концепта «искусство» в эстетическом пространстве художественного текста. Неофилология. 2016;2(2):73-77.

For citation:


Malova N.E. EMOTIVE SPECIFICS OF THE CONCEPT “ART” IN AESTHETIC SPACE OF LITERARY TEXT. Neophilology. 2016;2(2):73-77. (In Russ.)

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)