Социокультурный подход к изучению дискурса
Аннотация
Рассмотрены социокультурный подход и его особенность к исследованию когнитивно-дис-курсивной деятельности человека. Научная проблема репрезентации человека как представителя социокультуры в языке осуществляется в рамках когнитивной лингвистики, которая позволяет изучить специфику интерпретирующей деятельности человеческого сознания с позиции взаимодействия мыслительных и языковых структур, обеспечивая значимость и актуальность работы. Выделена типология контекстов знаний субъекта: контекста интерсубъектных знаний и контекста социокультурных знаний, которые представлены социокультурными и дискурсивными практиками, активизируемыми субъектом в процессе речетворчества. Показана зависимость контекстов знаний, социокультурных и дискурсивных практик от концептуально-тематических областей, отображающих опыт жизнедеятельности субъекта в его социокультурной среде. Доказано, что социокультурная специфика дискурса формируется под влиянием контекстов знаний субъекта, что, в свою очередь, предполагает отказ от абсолютизации невербальных основ конструирования дискурса. Определена роль индивидуального и коллективного факторов в процессе формирования дискурсивного сообщения, сформировано представление о социокультурной специфике дискурса, продемонстрировано когнитивное варьирование дискурса и проанализирован фактор адресата, обусловливающий когнитивное варьирование. Сделан вывод о том, что социокультурный подход к дискурсу в рамках когнитивной лингвистики дает возможность по-новому объяснить особенность проявления культурологического фактора в языке за счет обращения к контекстам знаний субъекта.
Ключевые слова
Об авторе
Ольга Георгиевна ДУБРОВСКАЯРоссия
доктор филологических наук,
доцент кафедры английской филологии и перевода
г. Тюмень, Российская Федерация
Список литературы
1. Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола: автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 1995.
2. Болдырев Н.Н. О функционально-семиоло-гическом подходе к анализу языковых единиц // Когнитивная лингвистика: современное состояние и перспективы развития. Тамбов, 1998. Ч. 1. С. 116-119.
3. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка. Когнитивные исследования. М., 2012.
4. Болдырев Н.Н. Оценочная метарепрезентация: проблемы изучения и описания // Когнитивные исследования языка. 2009. Вып. 5. С. 43-51.
5. Болдырев Н.Н. Интерпретационный потенциал концептуальной метафоры // Когнитивные исследования языка. 2013. Вып. 15. С. 12-22.
6. Болдырев Н.Н. Концептуально-тематические области языковой картины мира и их интерпретирующая функция // Когнитивные исследования языка. 2014. Вып. 17. С. 33-39.
7. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М., 1983.
8. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2. С. 5-22.
9. Болдырев Н.Н. Интерпретирующая функция языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. Вып. 60. № 33 (248). С. 11-16.
Рецензия
Для цитирования:
ДУБРОВСКАЯ О.Г. Социокультурный подход к изучению дискурса. Неофилология. 2015;1(2):17-22.
For citation:
DUBROVSKAYA O.G. Socio-cultural approach to discourse study. Neophilology. 2015;1(2):17-22. (In Russ.)