Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Методологические аспекты изучения русской литературы в Казахском национальном университете им. аль-Фараби (из опыта преподавания)

Аннотация

Написано на основе многолетнего опыта преподавания русской литературы в Казахском национальном университетете им. аль-Фараби. Раскрыты методологические основы преподавания дисциплины в национальном вузе в свете новых образовательно-педагогических парадигм, связанных с внедрением компетентностного подхода и концепции евразийства. В условиях глобального кризиса концепция евразийства может быть позиционирована в качестве прообраза, идеи и модели нового сознания культуры, все более уходящей от европоцентризма. В процессе преподавания и изучения курса русской литературы Казахстана представляется важным привлечь внимание слушателей к глубокому осмыслению ими на конкретных примерах творчества разных авторов того обстоятельства, что литературный процесс суверенного Казахстана продолжает на новом уровне диалог культур Востока и Запада. Подробно освещена концепция «диалога культур» и возможности ее практического применения на конкретных примерах изучения историко-литературных и специальных курсов по истории, поэтике и жанрам русской литературы. Для углубленного изучения литературы в ситуации «культурной глобализации» особенно актуальным и плодотворным представляется акцент на взаимодействии сложившихся ранее традиций и новых историко-культурных парадигм, их соотнесенности и взаимодействий, неизбежно приводящих к диалогу. Акцентирована мысль о необходимости активизации нового типа научно-теоретического мышления, связанного с диалектико-логическим процессом познания, трансформирующимся в результате общемировых тенденций к интеграции и глобализации научных знаний. 

Об авторах

Наталья Канталиевна САРСЕКЕЕВА
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской филологии и мировой литературы; академик Академии гуманитарных наук Республики Казахстан

г. Алматы, Республика Казахстан



Алена Сергеевна АФАНАСЬЕВА
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

докторант, преподаватель кафедры русской филологии и мировой литературы

г. Алматы, Республика Казахстан

 



Список литературы

1. Сарсекеева Н.К. Традиции изображения «искателя истины» в современной литературе Казахстана в контексте межнационального диалога // СЛОВО.Ру: Балтийский акцент. Калининград, 2012. № 2. С. 66-70.

2. Сарсекеева Н.К. Пути формирования профессиональной филологической компетентности в изучении литературоведческих дисциплин // Компетентностная модель выпускника в системе современного непрерывного профессионального образования: 42 Международная научно-методическая конференция. Алматы, 2013. С. 121-127.

3. Джолдасбекова Б.У., Сарсекеева Н.К. Авторский дискурс Ю.О. Домбровского в контексте современной казахстанской прозы о художнике: монография. Алматы, 2013.

4. Сарсекееева Н.К. Опыт преломления игровой поэтики В.В. Набокова в современной русской прозе // Вестник КазНУ. Серия Филология. Алматы, 2015. № 6. С. 91-96.

5. Афанасьева А.С. Научно-методические аспекты изучения мотива, образа и архетипа в современном литературоведении // Состояние и перспективы современной филологии. 7 Багизбаевские чтения: материалы международной научно-практической конференции. Алматы, 2015. С. 64-67.

6. Афанасьева А.С. Архетипы «Дом» и «Бездомье» в русской литературе // Вестник КазНУ. Серия Филология. Алматы, 2015. № 4 (156). С. 301-307.

7. Евразийский талисман // под ред. Ш.Р. Елеукенова. Алматы, 1996.

8. Иванова Н. Ускользающая современность. Русская литература ХХ–ХХI вв.: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной // Вопросы литературы. 2007. № 3. С. 32-49.

9. Бадиков В.В. Новые ветры. Очерки современного литературного процесса Казахстана. Алматы, 2005.

10. Джолдасбекова Б.У. Русская литература Казахстана. Алматы, 2009.

11. Ананьева С.В. Русская проза Казахстана. Последняя четверть ХХ в. – первое десятилетие ХХI в. Алматы, 2010.

12. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 350-367.

13. Шарина С.И. Понятие «диалог культур» и образовательный процесс // Инновации и образование: сборник материалов конференции. Серия “Symposium”. СПб., 2003. Вып. 29. С. 511-514.

14. Валицкая А.П. Как возможная общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия «диалог» // Диалог в образовании: сборник материалов конференции. Серия “Symposium”. СПб., 2000. Вып. 22. С. 9-16.


Рецензия

Для цитирования:


САРСЕКЕЕВА Н.К., АФАНАСЬЕВА А.С. Методологические аспекты изучения русской литературы в Казахском национальном университете им. аль-Фараби (из опыта преподавания). Неофилология. 2015;1(4):42-47.

For citation:


SARSEKEEVA N.K., AFANASYEVA A.S. Methodological aspects of studying Russian literature in Al-Farabi Kazakh National University (of teaching experience). Neophilology. 2015;1(4):42-47. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)