Актуальные тенденции казахстанской лингводидактики
Аннотация
Рассмотрены разработки казахстанских ученых, связанные с тенденциями и направлениями современной лингводидактики. Отмечено, что формирование компетенций рассматривается исследователями в качестве центрального ядра языкового образования. Обозначен тезис о том, что выдвижение на первый план коммуникативного подхода, направленного на формирование и развитие компетенций, обусловило разработку инновационных технологий и методов обучения. Проанализированы особенности технологии функционально-коммуникативного обучения, технологии лингвистического программирования, активных методов обучения, а также работы, в которых интеркультурно-комму-никативная компетенция рассмотрена в качестве одной из базовых компетенций. Показано, что языковая культура постсоветских народов представляет собой две стороны одного явления. Прежде всего, это культура речи родного языка и культура русской речи, однако не следует противопоставлять языки друг другу. В казахстанском образовательном пространстве актуальны в равной степени и родной язык, и русский язык как язык межнационального общения, а в последние десятилетия и иностранный язык. Доказано, что перспективной является проблема разработки сквозных технологий и технологических приемов, охватывающих разные ступени образования – школу, колледж, вуз. Исходя из идеи непрерывности и преемственности, трактующей современное образование как открытую, гибкую, мобильную систему, обеспечивающую личности возможность непрерывного обучения и развития на протяжении всей жизни, показано, что сквозные технологии способны обеспечить условия как для узкой специализации, так и для многопрофильной подготовки языковой личности.
Об авторе
Жанат Хамаровна САЛХАНОВАКазахстан
доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры русской филологии
и мировой литературы
г. Алматы, Республика Казахстан
Список литературы
1. Карлинский А.Е. Влияние двуязычия на интеллект // Мышление и общение: материалы Всесоюзного симпозиума. Алма-Ата, 1973.
2. Берденова С.Ж. Формирование коммуникативной компетенции полиязычной личности учащихся 5 класса общеобразовательной школы Казахстана с русским языком обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 2006.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
4. Сабитова Ж.И. Образование, ориентированное на результат в начальной школе // Алтынсаринские чтения. Развитие национальной системы образования в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. Алматы, 2008.
5. Салханова Ж.Х. Компетентность и компетенции. Алматы, 2013.
6. Шайбакова Д.Д. Русский язык в школах Казахстана. Омск, 2011.
7. Булатбаева К.Н. Функционально-коммуника-тивный подход к обучению русскому языку в казахской школе (5–9 классы): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Павлодар, 2006.
8. Карабаева Л.Н. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Туркестан, 2009.
9. Linguistics and the Teacher / ed. by R. Carter. L., 1982.
10. Crowder N. The Arithmetic of Computers originally published. N. Y., 1958.
11. Hymes D. Toward ethnography of communicative events // Language in social context / ed. by P.P. Giglioli. Harmondsworth, 1972.
12. Rivers W. The Psychologist and the Foreign Language Teacher. Chicago, 1979.
13. Касен А.О., Кондубаева М.Р. Механизм формирования языковой компетенции у студентов-экологов // Алтынсаринские чтения. Развитие национальной системы образования в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. Алматы, 2008.
14. Кулибаева Д.Н. Методологические основы управления образовательной системой школ международного типа. Алматы, 2014.
15. Айсабай Г.К. Коммуникативно-ориентиро-ванное изучение паронимов при обучении русскому языку как иностранному: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 2009.
16. Изделеуова А.Б. Развитие ключевых компетенций старшеклассников в процессе домашних учебных занятий (на примере истории Казахстана): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Караганда, 2007.
Рецензия
Для цитирования:
САЛХАНОВА Ж.Х. Актуальные тенденции казахстанской лингводидактики. Неофилология. 2015;1(4):48-52.
For citation:
SALKHANOVA Zh.Kh. Relevant tendencies of Kazakhstan linguodidactics. Neophilology. 2015;1(4):48-52. (In Russ.)