Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 3, № 1 (2017)
Скачать выпуск PDF

ПЕРСОНАЛИИ

68-75 3
Аннотация
Приведена краткая характеристика личности и деятельности доктора филологических наук, профессора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Л.В. Поляковой, изложены ее основные научные достижения, проанализирована роль ученого в организации учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы, в подготовке кадров филологов и педагогов-русистов для школ и высших учебных заведений России. Освещена многогранная деятельность исследователя как одного из ведущих замятиноведов России и возглавляемого Л.В. Поляковой творческого коллектива Международного научного центра по изучению творческого наследия Е.И. Замятина. Описаны этапы становления и развития литературоведческой школы «Исследование русской литературы в национальном культурном контексте», объединяющей ученых из Тамбова, Москвы, Ельца, Борисоглебска, Мичуринска, других городов. Отмечены разнообразные векторы исследовательской деятельности школы (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, А.П. Чехов, С.Н. Сергеев-Ценский, М. Горький, А.П. Платонов, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын и многие другие), ее научные связи и контакты, описаны формы трансляции современных литературоведческих знаний в учебный процесс, совершенствования образовательных программ по магистратуре, аспирантуре. Показана роль Л.В. Поляковой в становлении нового научного направления «филологическая регионалистика».
76-80 1
Аннотация
Посвящено памяти видного казахстанского ученого-филолога, профессора Маи Михайловны Багизбаевой. Изложен материал об огромном вкладе ученого в науку - фольклористику. Благодаря ее кропотливому труду были собраны уникальные архивные материалы по фольклору Семиречья, Восточного Казахстана и т. д., открыты кабинет фольклора, затем фольклорная лаборатория, организованы ежегодные фольклорные практики, создан фольклорный ансамбль «Друженька», известный не только в Казахстане, но и за его пределами. Основные научные достижения профессора М.М. Багизбаевой, такие как «Русский фольклор», «Русский фольклор Восточного Казахстана», «Фольклор семиреченских казаков» до сих пор вызывают научный интерес и пользуются большим спросом. Отмечено, что вся деятельность ученого была направлена на изучение актуальных проблем русского фольклора в Казахстане и тем самым способствовала укреплению взаимопонимания и взаимоуважения народов в полиязычном пространстве Казахстана. В 2017 г. Мае Михайловне исполняется 85 лет; коллектив университета и ее родной кафедры эту юбилейную дату ученого отмечает проведением Международной научно-практической конференции «Багизбаевские чтения» (апрель, 2017 г.).

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

41-54 5
Аннотация
Проанализированы театрально-жанровые источники романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: мистерия, дьяблерия, зингшпиль, оперетта, буфф. Исследуется музыкальная партитура текста. Описаны стилистические приемы искажения языка: ономатопея, какофония, анаграмма, парономазия, синкопа, апокопа. Рамки культурных клинаменов определены как инициация в смерть и возрождение. Религиозно-духовное воздействие произведения на читателя трактовано как психотерапевтическое оздоровление. Рассмотрено символистское «миропонимание». Использованы отсылки к знаковой системе Таро, к текстам Ф. Рабле и русских футуристов (В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова, А.Е. Крученых). Раскрыты игровые возможности модернистской прозы.
55-61 2
Аннотация
Выявлены отличительные черты поэзии Олжаса Сулейменова. Их содержание сводится к актуализации внутренней формы слова в поэтическом тексте. В научный оборот введены ранее известные произведения автора, имеющие существенное значение для изучения специфики формирования и реализации творческого замысла О. Сулейменова. Феномен русскоязычного поэта рассмотрен с точки зрения концептуальной картины мира, сформировавшейся в рамках русской, мировой и национальной культур. Поэзия О. Сулейменова глубоко самобытна, в его поэтической русской речи отражаются уловимые нотки Востока. Поэт связан с традициями устной казахской поэзии, корни которой уходят в глубь веков. Немалое влияние оказало на О. Сулейменова и знакомство с творческим наследием великих поэтов Древнего Востока - О. Хайяма, Саади, Хафиза и др. Метрический репертуар, ритмическая структура и рифма в поэзии О. Сулейменова, являющиеся предметом исследования, приводят к выводу: используя традиционно-фольклорные формы казахского стиха, поэт приспосабливает их к русской системе стихосложения. Предпринята попытка выявить особенность поэтического языка О. Сулейменова не столько в насыщенности экзотизмами, сколько в необычности образно-ассоциативных представлений, идущих от глубинного мироощущения, национально-казахской картины мира. Поэтический язык О. Сулейменова отражает общие закономерности современной поэзии. Это и так называемый космизм мышления, повышенный интерес к проблемам времени, его структуре и сущности, изменение представления о месте человека в мире, восприятие человечества как части природы, а мира - в его единстве всего со всем в пространстве и времени, стремление осмыслить историю человечества как единое целое, противоречивое, но взаимодополняющее явление.
62-67 1
Аннотация
Исследован способ выражения авторского сознания в современной драматургии. Материалом стал факт современного литературного процесса - пьеса М. Угарова «Маскарад Маскарад». Актуальность работы обусловлена не только малоизученностью данного художественного текста, но и необходимостью системного описания жанра ремейк. Пьеса рассматривается в контексте проблемы изменения коммуникативных отношений автор-текст-читатель в структуре художественного текста в современной литературе. На основании анализа метатекстовых элементов пьесы, присутствующих на уровне композиции, интертекстуальных связей, субъектного плана пьесы, описывается прием «ноль-позиции», фиксирующий изменение способа авторского присутствия в тексте. Этот прием характеризует безоценочную позицию, занимаемую субъектом чтения, обеспечивающую работу по де- и реконструкции претекста. Таким образом, прием «ноль-позиции» может быть увиден как разновидность деконструкции, напрямую отражающую логику ремейка. Особое внимание уделено анализу конструкции «текст в тексте», построенной по «геральдическому принципу», фиксирующей некоторые этико-эстетические взгляды М. Угарова. Сделан вывод о том, что прием «ноль-позиции» во многом определяет поэтику пьесы и позволяет охарактеризовать авторскую стратегию актуализации претекста как идентификационную: разрушающую любые сверхиндивидуальные значения текста. А архитектонический принцип удвоения (заявленный в названии текста) отражает интенциональную установку автора на игру.

МЕТОДИКА И МЕТОДОЛОГИЯ

ЛИНГВИСТИКА

5-9 1
Аннотация
Рассмотрен когнитивный механизм аналогии на материале метафорических зоологических терминов русского и казахского языков, которые до сих пор не исследовались в этом аспекте. Актуальность данной проблемы обусловливается необходимостью выявления когнитивных основ возникновения научной терминологии в разных языках. В качестве методологии избрана теория концептуальной метафоры, в основу методики анализа зоологических терминов-метафор положены понятия «метафорическая модель» и «метафорическая субмодель». Исследованы метафоры, областью-источником возникновения которых является фауна, то есть анализу подвергнута зооморфная метафорическая модель. В ходе детального анализа выявлены метафорические субмодели, входящие в состав зооморфной метафорической модели. Источником зоологических терминов-метафор в них выступают области «млекопитающие», «птицы» и «мифические существа». Зооморфная метафорическая модель относится к архетипическим универсалиям научного дискурса в силу ее распространенности, мифологичности. О ее архетипичности свидетельствует и тот факт, что многие зоологические термины, функционирующие в русскоязычном и казахскоязычном научном дискурсе и заимствованные из латинского и греческого языков, построены по зооморфной модели. Выявлено, что ряд казахских терминов образован путем калькирования русских терминов.
10-17 2
Аннотация
Рассматриваются постулаты специфики значения поэтонима, которые фиксирует принципиальные отличия семантики онима художественного произведения от семантики собственного имени в языке. Осмысляется соотношение поэтонимов с виртуальными , словесными (в смысле материала) референтами. Обосновывается, что в «семантическом треугольнике» поэтонима вместо референта (денотата) в общепринятом смысле присутствует виртуальный референт (денотат). Кроме того, этот виртуальный денотат правильно приложим не к классу предметов, а к единичному предмету, выделенному по уникальному признаку из некоторого класса и поэтому гораздо более правомерно именование его именно референтом. Доказывается целостность поэтонимосферы, предопределяющая важнейшее свойство каждого отдельного поэтонима: он пронизан «силовыми линиями» поэтонимосферы, испытывает ее влияние и сам воздействует на свойства совокупности поэтонимов. Обосновывается понятие «Филология Имени». Акцентируется внимание на использовании понятия «Филология Имени», которая стала постепенно складываться в ХХ веке как симбиоз ономастики и семиотики в деятельности нескольких групп ученых в значительных и высокоавторитетных гуманитарных научных центрах, главными из которых в СССР были Московская и Тартусская семиотические школы. Обосновывается особое направление лексикографии - поэтонимография, формирующая теорию и совершенствующая практику составления словарей собственных имен художественных произведений.
18-24 1
Аннотация
Рассмотрено имя собственное древнетюркской антропонимики, которое включает в себя культурную информацию, являясь отражением этнических и эстетических установок общества. Объект анализа связан с различными периодами социально-культурной жизни, характеризующейся стереотипными представлениями о функции имени в обществе, отражающей события его политической или духовной жизни. Предмет исследования - анализ антропонимических систем трех больших тюркских групп в доисламский и исламский периоды. Результаты работы свидетельствуют о способности самосохранения семантической структуры и перечня единиц древнетюркской антропонимической системы. Методы синхронического и диахронического изучения имен собственных позволяют перейти от описания частных закономерностей к обобщающим исследованиям антропонимических проблем в лингвистике, психологии и социологии. Практическая актуальность исследования сопряжена с неугасающим интересом людей к именам, познанию их значений, влияния на судьбу человека, его поведение в обществе. Одной из причин «долголетия» тюркской антропонимической системы является ее теснейшая связь с устойчивыми древними этническими традициями, которые проявляются в уважении предков и их имен. Антропонимия дает уникальный богатый материал для исследования реликтовых словообразовательных моделей и этнической истории. В языковой картине мира тюркских народов принцип антропоцентризма сохраняется даже тогда, когда цена жизни человека нивелируется, а общество избирает другие ценностные ориентиры.
25-34 3
Аннотация
Изучена специфика функционирования концепта успех в PR-текстах индустрии моды и модельного бизнеса. Отмечено, что в современном фэшн-пространстве в настоящее время важную роль играют не столько красивые девушки с обложки, сколько успешные и гармонично развитые личности. В связи с этим модельные школы включают в свои обучающие программы не только дефиле и работу перед камерой, но и публичную речь, этикет, другими словами, «продают» успех, личностный рост. Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили гипотезу о возрастании роли концепта успех в рекламной и PR-коммуникации, сопровождающей развитие модельного бизнеса. Опираясь на результаты дефиниционного, этимологического и паремиологического анализа концепта успех , ассоциативного эксперимента и контент-анализа текстов, сопровождающих рекламную и PR-деятельность омской школы-студии Татьяны Зарубиной, представлены различные семантические модели традиционного концепта успех и концепта, формируемого в процессе PR-деятельности. В ближней периферии смоделированного рекламными и PR-текстами концепта успех появились такие компоненты, важные для дискурса конкурсов красоты, как патриотизм , здоровье , красота. Ассоциативные поля в обоих вариантах концепта успех пересекаются с ассоциативными полями множества других концептов: удача , счастье , слава , работа , деньги , семья , общество , жизнь и др.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)