Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 9, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ

720-728 98
Аннотация

Выявлены особенности функционирования онимов в поэтическом творчестве Г.Р. Державина. На материале первоначального названия стихотворения «Жизнь на Званке» (впоследствии получившего название «Евгению. Жизнь Званская») рассмотрена целесообразность присутствия предлога НА- при топониме Званка и установлена корректность его использования, что находит отражение в современных правилах употребления топонимических словоформ. Обосновано, что словоформы топонима НА Званке, В Петрополь дают представление не только о самом процессе номинации, отражающем связь топонима с денотатом через мотивировочный признак, но и о культуре употребления топонима в контексте как синхронии, так и диахронии. На материале комплексных ономастических знаков, состоящих из антропонима и нарицательного существительного, установлено профилирование признака самодержца: «род деятельности», «оценочная характеристика», «степень известности». Доказано, что функционирование имён собственных в державинском тексте становится смыслообразующим центром и сутью создаваемого образа (населённого пункта), фактора адресации, подразумевающего обращение к адресату (Евгению), эксплицитно выраженному в заголовочном комплексе и в структуре самого текста, что являлось традиционным для жанра посвящения в русской литературе в эпоху Г.Р. Державина. 

729-739 52
Аннотация

Предпринята попытка восполнения пробела в изучении внутривидовой омонимии в фелисонимии. Исследование нацелено на выявление специфики внутривидовых омофелисонимов на современном синхроническом срезе фелисонимического материала. Эмпирическую базу составили фелисонимы (собственные имена домашних кошек; от латинского felis ‘кошка’), зафиксированные в ходе опроса респондентов и в результате сплошной выборки из интернет-ресурсов. Анализ исследовательской базы осуществлялся посредством дескриптивного метода с привлечением приёма количественных подсчётов. Сделан вывод о достаточно высокой репрезентативности явления омонимии в фелисонимии, которая проявляется на внутривидовом уровне через наличие многочисленных омооппозиций, образующихся на этапе номинации и включающих омонимичные фелисонимы, обусловленные различными мотивами номинации. Показан незамкнутый характер мотивационной базы внутривидовых омофелисонимов, которая может расширяться за счёт дополнительных мотивов номинации, детерминируемых различного рода предпочтениями и фелисонимическим творчеством номинатора. Выявлена специфика внутривидовых омофелисонимов, заключающаяся в том, что они, являясь фелисонимическим фрагментом языковой картины мира номинатора, эксплицируют в концентрированном виде ономастические особенности фелисонимов в целом, а именно: принципы, лежащие в основе фелисонимической номинации; возможное образование по метафорическим и метонимическим моделям; процессы фелисонимизации; деривационные особенности фелисонимов; разницу между тезоимёнными и омонимичными фелисонимами. Новизна проведённого исследования заключается во введении в научный оборот определённого пласта фелисонимических единиц и представлении их ономастической характеристики. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов и выводов при разработке вопросов зоонимии в целом и фелисонимии в частности, а также в практике школьного и вузовского преподавания. Дальнейшие перспективы состоят в изучении омонимичных сокращений фелисонимов, которые являются производными формами основных собственных имён домашних кошек, составивших эмпирическую базу настоящего исследования.

740-748 100
Аннотация

Рассмотрен процесс лексической деархаизации в современном русском языке, в результате которого в состав активной лексики из пассивного запаса языка «возвращаются слова» и обретают новую жизнь. На протяжении истории и развития языка процесс архаизации является неизбежным. В наши дни особенно указанный процесс актуализировался. Доказано, что развитию процесса деархаизации, как и предшествующей лексической архаизации, способствуют внеязыковые факторы, прежде всего идеологические, социальные, а также исторические события, произошедшие на рубеже XX–XXI веков. Изменения в политической системе, общественном строе, экономической и культурной жизни, появление новых идей и видов деятельности повлекли за собой как качественные, так и количественные изменения в современном лексическом фонде русского языка, в результате чего деархаизированные слова стали ярким отражением изменения общественного сознания. Установлено, что деархаизмы могут переосмысляться, а их значения могут модифицироваться. Возвращённые слова отражают определённый пласт духовной культурной традиции и сознания русского народа и являются нейтральными лексическими единицами в современном языковом коммуникативном пространстве. 

749-759 94
Аннотация

Проведён анализ использования междометий и междометных комплексов в пьесах А.Н. Островского, 200-летие со дня рождения которого отмечается во всём мире в этом году. Произведения драматурга существенно изменили русский театр, на сцене появились простые люди, представители купечества и социальных низов. Они заговорили народным языком, в котором широко использовались диалектизмы, просторечные единицы, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Важной составляющей народной речи являются междометия. Они представляют собой сложную часть речи с противоречивыми лексикосемантическими и грамматическими свойствами. Среди них встречаются единицы с нестандартным фонетическим составом. Попытки передать подобные междометия средствами алфавита приводят к употреблению традиционной записи, весьма приблизительно отражающей их реальный звуковой облик (тьфу), что становится причиной этноспецифических форм передачи подобных физических фонаций в разных языках, а это вызывает затруднения при их переводе. Вместе с тем вряд ли стоит говорить об особой фонетической системе междометий, поскольку подавляющее большинство примарных единиц (ну, ай, ах, ба, ого, увы и мн. др.) состоят из стандартных фонем языка, а их просодика в целом соответствует просодическим характеристикам вокативов и других лингвальных единиц. Междометия широко представлены в текстах пьес А.Н. Островского. Значительное место в речи персонажей занимают первичные междометия, с помощью которых автор отражает разнообразие чувств и переживаний героев. В число самых частотных слов пьес А.Н. Островского входят междометия ну, ах. Практически во всех произведения встречаются также примарные междометия ох, эх, эй и др. Вторичные междометия в пьесах А.Н. Островского в основном представлены прошедшими интеръективацию словами Бог, Боже, Господи, используемыми как самостоятельно, так и в составе междометных конструкций (сохрани Господи, Бог с тобой и др.). Во многих случаях нелегко провести границу между междометным и религиозным употреблением данных единиц в речи персонажей. 

760-766 76
Аннотация

Донские говоры – при всём своеобразии языковых черт – являются органичной частью русского диалектного пространства. Исследуемые говоры являются социально изолированными, что обусловливает такое присущее им лингвокультурное явление, как престижность, поэтому донской диалект сохраняет наиболее важные особенности традиционной системы. Изучение проблемы вариативности позволяет проследить становление лингвокультурологического пространства, которое образует лексика донского диалекта, оценить современное состояние лексической системы изучаемых говоров. На материале донских казачьих говоров рассмотрен вопрос о функционировании в диалектной лексической системе формальных вариантов слова. Проанализирована формальная внутрисистемная диалектная вариантность, охватывающая варианты словообразовательного уровня. Представлен краткий обзор имеющихся на сегодняшний день точек зрения в отношении понимания вариативности в отечественной лингвистической традиции. Выявлены критерии при разведении синонимов и вариантов в лексической системе донского диалекта. Собранный материал позволил проследить особенность диалектной лексической системы, заключающейся в развитии большого количества вариантов слов. Исследование показало, что варианты слова в донских говорах являются неотъемлемой частью диалектной лексической системы, способствующие её сохранению. Изучение формальной вариативности позволяет показать состояние лексической системы русских говоров на современном этапе. 

767-778 70
Аннотация

Изучен дидактический потенциал текстов современной коммерческой рекламы на занятиях по русскому языку как иностранному. В теоретической части исследования авторы обращались к зарубежному опыту рассмотрения аутентичных материалов в качестве средства формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам. Систематизированы подходы к понятию аутентичных материалов, принципам их отбора и алгоритмам применения в педагогической практике. Рекламный текст рассмотрен и как средство совершенствования языковой компетенции, и как инструмент интеграции компонентов культуры в процесс обучения, выявлены достоинства и недостатки рекламных текстов в аспекте их лингвометодической функции, сформулированы критерии отбора рекламных материалов для занятий по русскому языку как иностранному. В качестве практического материала представлен алгоритм работы с рекламными текстами на разных уровнях владения русским языком, предложены образцы заданий для использования на занятиях по русскому как иностранному в соответствии с тремя классическим этапами работы с текстом: подготовительным (преддемонстрационным), познавательным (демонстрационным) и закрепляющим (постдемонстрационным). В работе нашли применение такие методы исследования, как описательно-аналитический метод, метод систематизации и классификации, метод проектирования, а также коммуникативная методика обучения иностранному языку. 

ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ)

779-788 60
Аннотация

Целью исследования является проведение комплексного анализа нумеративных топонимов на материале топонимической системы США. Материалом исследования послужили топонимы, содержащие числительные от 1 до 10 в количестве 20709 единиц, полученные методом сплошной выборки из топонимической базы данных США. Исследован процесс перехода числительных в разряд топонимической лексики. Выявлены структурные модели топонимов с числительными, наиболее частотные формы написания числительных, а также наиболее продуктивные числительные на карте США. Определены основные функции числительных в составе топонимов. Выявлено процентное соотношение исследуемых единиц в зависимости от типа обозначаемого объекта, которое показывает предпочтительное вхождение числительных в состав названий естественных объектов, преимущественно гидронимов. Выявлены штаты США с наибольшим и наименьшим количеством нумеративных топонимов. Проведён анализ распространённости нумеративных топонимов на территории США с представлением результатов на карте. Определена доля нумеративных топонимов в топонимической лексике США. Проведённое исследование вносит значимый вклад в расширение знаний о процессе создания топонимов, о роли, которую числительные играют в этом процессе, и об особенностях их семантики и функционирования. Эта работа может стать отправной точкой и инструментом для дальнейших исследований в области топонимического имянаречения, помогая нам лучше понять и объяснить когнитивные механизмы образования географических названий. 

789-798 66
Аннотация

Рассмотрены шотландские топонимы, имеющие в своём составе наименования и имена фольклорных персонажей. Цель исследования – установить, какие знания о фольклорных персонажах отразились в шотландской топонимии и какие механизмы номинации задействованы в их формировании. Рассмотрены шотландские топонимы, содержащие наименования географических объектов, наименования и имена фольклорных персонажей. Источником эмпирического материала послужили шотландские топонимические словари, работы зарубежных исследователей и интернет-ресурсы. Для достижения поставленной цели применялись метод целенаправленного поиска топонимических единиц, метод когнитивной матрицы, лексико-семантический и этимологический анализ, а также культурный анализ. В ходе исследования были рассмотрены топонимы, во внутренней форме которых содержатся имена великанов Saxa и Herman и наименования мифических созданий – фейри, боглов и брауни. В когнитивных основаниях рассмотренных топонимов находятся когнитивный контекст фольклорные персонажи и характеристики концепта места: обитатель, качество и событие. Формирование топонимов происходит за счёт метафорических и метонимических переносов. Сделаны выводы: в когнитивных основаниях рассмотренных топонимов отражаются такие знания о фольклорных персонажах, как их место обитания, способности фольклорных персонажей и связанные с ними действия и события, происходящие на месте. Метафорические и метонимические переносы основаны на сравнении знаний о внешних свойствах персонажа и географического объекта и знаний о чувствах, вызываемых происходящим на объекте, а также на соотнесении наименования или имени фольклорного персонажа, качества объекта, приобретённого благодаря фольклорному персонажу, и названия объекта. 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

799-813 89
Аннотация

Введение. Формы работы с творчеством читателей в дореволюционных детских изданиях не отличались разнообразием – детский литературно-художественный журнал «Галчонок» (1911–1913) стал в этом отношении исключением, предоставив читателям возможность участвовать в творческих проектах журнала. Цель исследования – проанализировать редакционную стратегию журнала «Галчонок» в аспекте работы с детским творчеством. Рассмотрены новаторские формы и принципы организации и активизации творческой деятельности читателей, попутно выявлены особенности коммуникативного поведения редакции.

Материалы и методы. Проанализировано содержание раздела «Почтовый ящик». Выводы о творческих установках редакции сделаны на основе опубликованных в журнале очерков об искусстве, статьей и заметок с практическими творческими советами. Подробно рассмотрены формы публикации произведений читателей, творческие конкурсы и совместные проекты, а также редакторские комментарии к ним.

Результаты исследования. Публичная обратная связь на присылаемые читателями произведения и игровое коммуникативное поведение редакции способствовали формированию на страницах «Галчонка» сквозного нарратива, посвящённого творческой деятельности читателей. Он экстраполировался на другие материалы журнала, обеспечивая взаимодействие фикциональных сюжетов с апелляциями к реальной активности читателей. В то же время организация этой активности основывалась не только на конкурсах лучших произведений, но и на проектах, в рамках которых произведениям читателей придавалась оформленность и концептуализация коллективного произведения. 

Заключение. Участие читателей в создании материалов журнала обусловило формирование специфической творческой среды, основанной на принципах коммуникации и игры. Полученные выводы могут внести дополнения в рассмотрение преемственности между дореволюционным и советским этапами развития детской журналистики в аспекте взаимодействия с творчеством читателей. 

814-821 42
Аннотация

Исследованы восприятие, оценка, истолкование масштаба личности, направленность творчества А. Солженицына в письмах и публицистике В. Астафьева. Актуальность исследования обусловлена вниманием современного литературоведения к историософской и социально-политической проблематике русской прозы, необходимостью исследования произведений русской литературы ХХ века в её наиболее ярких проявлениях и оценках. Цель данного исследования – определение близости эстетических позиций, ставшей основой для оценки и интерпретации личности и творчества А. Солженицына в эпистолярии и публицистике В. Астафьева. Проанализированы издания писем и публицистики В. Астафьева, реакция писателя на публикацию первой повести А. Солженицына. Рассмотрены основные аргументы письма В. Астафьева в защиту А. Солженицына, мотивы обращения в Союз писателей. Рассмотрена реакция В. Астафьева на возвращение «вермонтского отшельника» в Россию, приведена характеристика масштаба личности А. Солженицына, оценка его общественной позиции. В результате проведённого анализа установлено, что в письмах и в публицистике В. Астафьева создан яркий образ А. Солженицына – несгибаемого борца, авторитетного мыслителя, одного из родоначальников деревенской прозы, патриота России. Сделаны выводы о том, что творческое поведение писателя В. Астафьева обусловлено спецификой его личности, особенностями семейного положения, общественно-политической жизнью России 1960–1990-х гг. Область применения результатов работы – исследования по новейшей литературе, преподавание литературы в высшей и общеобразовательной школе.

822-834 46
Аннотация

В исследовании на материале авторского (исходного) текста указанного романа (1973) осуществлена «проверка» ключевых положений, ставших основой его сложного полифонического конфликта. Для достижения данной цели применён, главным образом, рецептивный метод, широко распространённый в современной литературоведческой исследовательской практике. Акцентировано понятие «художественный историзм», как его сходство, так и отличие от реалий истории, деталей исторического процесса. Продолжено осмысление оригинального художественно-документального почерка Ю. Семёнова – специфики историзма как «шифровки» исторических фактов, начатое в первой части исследования. Аналитически проверена гипотеза автора статьи о «выходе» конфликта, заложенного в рамках художественной парадигмы текста романа на геополитический, психологический уровни – в реальные перипетии мировой истории середины ХХ – ХХI веков. В этой связи акцентированы и исследованы ключевые высказывания документально-художественных персонажей (А. Даллеса, У. Черчилля и В. Шелленберга), сознательно удалённых режиссёром из киноверсии (интертекста) романа. Прослежено зарождение реального глобального геополитического конфликта между Западом и Россией эпохи «мира в войне» (термин автора статьи), формирующегося весной 1945 г., в дни приближающегося разгрома нацистской Германии, но берущего своё начало в июне 1941 г. (роман Ю. Семёнова «Третья карта»).  В заключении сформулированы основы данного научного исследования с проверкой исторических, геополитических фактов, изложенных в докладе современного российского государственного деятеля, директора ФСБ России, секретаря Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева («Россию хотят превратить в Московию»: интервью от 10 января 2023 г.). 

835-844 68
Аннотация

Предметом исследования является вопрос о творческом методе В. Сорокина. Попытка объяснить творческую природу писателя приводит к мысли о внутреннем противоречии, характерном для его творчества в целом и реализуемого в каждом отдельно взятом произведении. Речь идёт о том, что творческая декларация писателя, сводимая исключительно к «лингвистическому эксперименту», плохо сочетается с реальной практикой, что приводит к противоречиям в трактовках его творчества в критике. Есть как будто «два Сорокина», один настаивает на том, что его произведения исключительно тексты для упражнений в «трансгресии», другой создаёт дистопии, воспринимаемые как произведения, насыщенные социальными смыслами. В. Сорокин изначально «против литературы», однако живёт «за счёт» литературы и интерпретируется читателями и исследователями как литература высочайшего уровня. Он отмежевывается от «литературоцентризма», но парадоксальным образом становится его эпицентром. В данном исследовании доказано, что это противоречие на самом деле не требует разрешения, оно является «движущей силой» творчества писателя, «органичной» для «феномена Сорокина». Итогом является создание «лингвистической дистопии». Проблема имеет несомненную актуальность, результаты анализа позволяют уточнить важные моменты в оценке творчества писателя.

845-854 109
Аннотация

Рассмотрены пути отражения классических текстов в современной литературе на примере повести «День числа Пи» Н. Дашевской, адресованной читателям-подросткам. Показано, как произведение построено на аллюзии к трагедии «Моцарт и Сальери»  А.С. Пушкина. Раскрыта специфика нового типа героя, сформированного в контексте традиций с учётом представлений о личности современного подростка. Описано соотнесение сюжета о Моцарте и Сальери с литературным героем нового времени. В образах главных героев-антагонистов повести Н. Дашевской – Льва Иноземцева и Кирилла Комлева – подчёркнуто сочетание положительных и отрицательных черт. Охарактеризованы приёмы создания в произведении образа одарённого подростка, определена специфика художественного воплощения пути его социализации, адаптации в школьном коллективе. Выделен ряд отличий книги современного автора от классического произведения, подчёркнуто стремление писателя создать у молодых читателей потребность в необходимости знакомства с первоисточником. Определены композиционные особенности повести «День числа Пи»: деление на две равные по объёму части, повествование от лица разных героев, фрагментарность дневникового повествования. Обозначена практическая значимость исследования, возможность использования результатов в школьном преподавании литературы как одного из средств повышения читательского интереса старшеклассников к классической русской литературе. 

ЖУРНАЛИСТИКА

855-864 74
Аннотация

Карнавализация медиасферы становится сегодня не только одним из ключевых признаков развития современных средств массовой информации, но и феноменом, описывающим наиболее сущностные черты медиа. Наиболее ярко это проявляется в аудиовизуальных СМИ вообще и на телевидении в частности. С опорой на метод анализа контента, историко-функциональный метод, а также с учётом теории карнавала, предложенной  М.М. Бахтиным, рассмотрены различные аспекты проявления карнавала в современных экранных медиа. Отмечено очевидное присутствие таких сущностных качеств карнавала, как равенство (демократия «золотого века»), перевёрнутая иерархия, наличие особой символики, снятие ограничений (табу), веселье, смех, обман. Сделан вывод о тотальности карнавализации, свойственной сегодня средствам массовой коммуникации. Наряду с этим отмечена и характеристика, сущностно отличающая современный медиакарнавал от карнавала прошлого: если прежде карнавал приходил в жизнь человека по принципу «делу – время, потехе – час», то сегодня телевизионный карнавал присутствует в жизни человека прямо противоположным образом – по принципу «потехе – время, делу – час». Это меняет сущность экранной коммуникации и оказывает заметное воздействие на жизнь человека и общества в целом. 

865-877 70
Аннотация

Сопоставлены два подхода к изучению профессиональной идентичности журналиста: институциональный и онтологический. На примере эмпирического исследования психологических проблем начинающих журналистов продемонстрированы теоретические основания и эвристические возможности онтологического подхода. Профессиональная идентичность рассмотрена не как внешне заданный эталон, а как спонтанно складывающаяся в реальной жизни психологическая установка, которая обнаруживается в глубинной структуре переживаний респондентов. С целью выявления наиболее распространённых психологических проблем, с которыми сталкиваются начинающие журналисты, был проведён опрос студентов факультетов журналистки. На основе субъективных оценок респондентов составлен рейтинг наиболее часто возникающих переживаний. Показана ограниченная разрешающая возможность частотной обработки самоотчётов в сравнении с многомерным анализом, позволяющим перейти с уровня осознаваемых переживаний на уровень глубинных детерминант переживания. В ходе факторного анализа выделены основные составляющие профессиональной идентичности как индивидуально-личностной и коллективной установки. Показана взаимосвязь компонентов идентичности и онтологических свойств журналистки. С помощью непараметрических критериев сравнения выборок продемонстрировано влияние места обучения на интенсивность переживания тревоги. Сделаны выводы о необходимости учитывать психологическую структуру профессиональной идентичности в ходе подготовки будущих специалистов. 

878-885 58
Аннотация

Проанализирована актуальность труда Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», в котором представлено исследование отношений этих двух субъектов истории и геополитики. Контекстом анализа служит как традиция отечественной философской мысли и публицистики, так и медийная практика СМИ в наше время. Актуальность данной проблематики сегодня очевидна в силу драматических геополитических обстоятельств, которые вызваны противостоянием России и коллективного Запада в возможных сферах международных отношений: от военного и информационного до культурного и медийного. Рассмотрена онтология подобных отношений на примере культурного контента и сделан вывод о возможности и важности внедрения теоретических посылок русского философа в практику современных отечественных СМИ. По его мнению, нынешние производители отечественного экранного телеконтента упускают возможности активации, полагаясь, в основном, на актуальную информацию и не углубляясь, за редким исключением, в исторические предпосылки возникновения антагонизма между Россией и Западом, Россией и Украиной. Между тем, как показывает отечественный опыт использования исторических идеологем, их актуализация в доминирующем общественном дискурсе, подобный фактор способен сыграть определяющую роль в корректировке массового сознания в направлении большей стабилизации на принципах внятной самоидентификации граждан, в основе которой лежит патриотическая идея.  

886-901 227
Аннотация

В ситуации интенсивных изменений общества резко меняются условия функционирования компаний, и возникает необходимость трансформации сложившегося бренда. В 2022 г. реакция отечественных глянцевых изданий на объективные условия новой реальности разделяется на три вида: одни закрылись, другие остались в прежнем виде, третьи изменили свои бренды. Материалом исследования являются глянцевые издания, осуществившие ребрендинг: TechInsider, «Новый очаг», The Symbol, Men Today, U Magazine,  The VOICE, «Правила жизни». Целью данного исследования является изучение состояния журнального сегмента отечественной медиаиндустрии в период проведения ребрендинга глянцевых изданий. К методам, использованным в ходе нашего исследования, относится системный анализ, включающий сравнительный и функциональный подходы. Для наглядной презентации результатов исследования все его части выстроены по единой схеме: вербальные и визуальные атрибуты бренда, медиаконтент (рубрикация), стратегия развития в цифровом поле, ценности бренда. Оценка характера ребрендинга исходит из факта сохранения или трансформации ценностного уровня. В результате сформулированы выводы о том, что издания по-разному воспользовались ситуацией: большинство изданий не отходят от сложившегося мирового бренда и проводят частичный ребрендинг, другие, наоборот, решают функционировать дальше в новом виде. Полноценный ребрендинг проводят The VOICE и «Правила жизни», полностью меняя как внешний, так и внутренний облик издания. В итоговой таблице представлены итоги исследования и выводы о характере проведённого ребрендинга.  

902-913 93
Аннотация

В исследовании рассмотрены изменения в композиционно-графической модели журнала «Дон». Также проанализированы разные определения термина «композиционно-графическая модель», на основе которых определено, что это модель издания, некая система регулирования, которая отражает существенные характеристики облика периодического издания. Выделены критерии для анализа композиционно-графической модели литературно-художественного журнала: 1) бренд и логотип; 2) модель оформления обложки;  3) оригинальное оформление материалов на полосах; 4) шрифтовое оформление рубрик, заголовков и текстов; 5) дополнительные средства выделения; 6) цветовая гамма издания. На основе отобранных характеристик проведён анализ оформительской модели журнала «Дон» в период с 1945 по 2022 г. Проанализирована трансформация композиционно-графической модели литературно-художественного журнала «Дон». Для реализации этой цели рассмотрены композиционно-графические модели издания в разные периоды существования журнала «Дон»: 1945–1949 гг., 1950–1952 гг., 1953–1957 гг., 1958–1963 гг., 1963–1976 гг., 1977– 1979 гг., 1980–1989 гг., 1990–1993 гг., 1994–2000 гг., 2001–2022 гг. На завершающем этапе исследования рассмотрена современная композиционно-графическая модель издания, которая, по мнению исследователей, не способствует узнаваемости бренда «Дон». В ходе исследования сделан вывод, что в современных выпусках журнала отсутствует оригинальная оформительская концепция, которая могла бы привлекать новую аудиторию. 

914-930 76
Аннотация

Выявлены и изучены приёмы манипулирования общественным мнением при освещении политических событий радиостанциями России и Германии. Получение точной и проверенной информации о событиях действительности – конституционное право каждого человека, а формирование объективной картины мира и объяснение происходящих явления – важнейшая функция редакции каждого СМИ. Однако в настоящее время у СМИ в приоритете формирование (часто навязывание) определённого общественного мнения, способного исказить реальную обстановку как в локальном, так и международном контексте. Изучено 842 эфира радиостанций разных форм собственности России и Германии (по три от каждой страны) за период с 17 января 2021 по 1 ноября 2022 г. На примере четырёх получивших широкий общественный резонанс российских медиасобытий политического характера, используя методы содержательного, сюжетно-композиционного, лексикостилистического и сравнительно-сопоставительного анализа радиопередач, было выявлено использование определённых (даже одинаковых) манипулятивных приёмов как на российских, так и на германских радиостанциях. Лидером по регулярности использования манипулятивных приёмов стала государственная радиостанция «Вести FM» (Россия) и «Deutschlandradio» (Германия), тогда как корреспонденты других исследованных нами радиостаний информацию об интересующих нас событиях в эфире представляли, как правило, кратко, сдержанно и только в новостном формате. Практика регулярного применения манипулятивных приёмов не позволяет говорить об объективной подаче выбранных политических медиасобытий корреспондентами некоторых российских и германских радиостанций. Думается, что сложившаяся ситуация могла способствовать созданию недостоверной картины мира у аудитории данных радиостанций. Сделан вывод, что минимизировать такие случаи можно только продолжением деятельности по формированию и развитию критического мышления человека.

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

931-939 200
Аннотация

Значительные изменения медиасистемы, отмечаемые многими исследователями в последнее время и получившие отражение на всех уровнях её бытования, делают актуальным вопрос о дополнении и корректировке существующей сегодня типологии медиа. Значимым компонентом медиасистемы являются новые медиа, типологизация которых не осуществлена ещё в полном объёме. Цель нашего исследования заключается в стремлении в первом приближении сформировать возможные подходы к типологизации новых медиа, а также дать краткую характеристику основных типов. Исследование направлено на анализ русскоязычного сектора новых медиа с целью определения особенностей его развития и уже сложившихся или складывающихся типов. Типологизация осуществляется на основе таких признаков, как цель создания медиа, особенности авторства, особенности контента (тематическая направленность, жанровое и видовое своеобразие) и аудиторная направленность. В ходе проведённого исследования мы приходим к выводу о том, что новые медиа могут быть во многом отнесены к уже описанным типам медиа, однако обладают уникальными признаками, позволяющими дополнить существующую типологию. Также мы отмечаем подвижность системы новых медиа, которая обусловливает процесс постоянной трансформации типологических групп и требует частого обновления существующих подходов. 

940-958 87
Аннотация

Обсуждены результаты экспериментального исследования, цель которого – определить общие и частные принципы рецепции научного текста, размещённого в сети Интернет, с учётом группы коммуникативных и технологических факторов, среди кото- рых – возможности применения интерактивных элементов, управляющих вниманием и восприятием текста (аффордансов), и использование экстралингвистических элементов материала. С помощью комбинации методов – окулографического исследования, анализа пользовательского опыта (UX-наблюдение) и полуформализованного интервью – были получены данные о зонах внимания и структуре чтения пользователями научных интернет-статей, а также о тактиках взаимодействия с текстом и понимания его содержания в зависимости от наличия либо отсутствия аффордансов. В качестве испытуемых выступили читатели научных текстов, имеющие академические аффилиации и обладающие разным опытом взаимодействия с научными материалами. Сделан вывод о необходимости учёта двух групп данных в ходе изучения рецепции научного текста: зрительной фиксации на элементе текста / поведенческая реакция на него и вербальной репрезентации элемента текста во время интервью. Сформулированы предварительные выводы о закономерностях восприятия читателями научных интернет-статей в зависимости от технологической организации контекста.  В заключение сформулированы требования к организации основного этапа исследования. 

959-969 89
Аннотация

Изучены значения экрана в качестве посредника между автором визуального эссе и его аудиторией в современном онлайн-пространстве. Проанализированы истоки и особенности жанра, произошедшего от печатного эссе. Рассмотрены разновидности видеороликов, а также использованные в них вербальные и невербальные способы передачи информации зрителю. Установлено, что широкое распространение глобальной сети и мультимедийных технологий открывает просторы создателям контента для увеличения пользовательской базы и повышения её вовлечённости. Возникают новые способы оформления транслируемых информационных сообщений. Появление электронных девайсов способствует открытию новых способов подачи информации и взаимодействия с аудиторией, которые ранее не были возможны в традиционных печатных жанрах кинокритики. Современное программное обеспечение и технологии позволяют широкому кругу авторов использовать монтаж как эффективный метод для объяснения выбранных для работ тезисов. Визуальные образы приобрели доминирующую роль для подачи материала. Социальные сети и секции с комментариями на популярных видеохостингах позволяют получать обратную связь от зрителей, а также создают невозможную ранее связь между кинокритиком и его аудиторией. Результаты исследования могут быть использованы учёными в области массовой коммуникации, журналистики и кинокритики. 

970-978 70
Аннотация

Активное развитие новых медиа и рост их влияния на средства массовой информации традиционного типа провоцирует интерес к этому сектору со стороны исследователей. А в связи с активизацией потребления аудиовизуальной информации всё большее внимание привлекает сектор видеоблогинга. Последний развивается в высококонкурентной среде. Перед блогером стоит сложная задача – завоевать внимание аудитории в конкуренции с другими блогерами, платформами и реальностью. Одним из средств решения этой задачи является нейминг. Название видеоконтента способно привлечь к нему аудиторию и продвинуть канал. В исследовании проанализированы методы и приёмы, которые используются современными наиболее популярными видеоблогерами русскоязычного сектора Интернета в области нейминга. Приведены условия первичного привлечении внимания, а также средства эмоционального воздействия, которые блогеры используют чаще всего. 

979-988 82
Аннотация

Актуальность и новизна исследования обусловлены недостаточной изученностью феномена урбанистического контента, выходящего на страницах региональных средств массовой информации. Цель исследования – определить роль региональных изданий в формировании городского сообщества, их вовлечённость в коммуникативное пространство городской среды. Эмпирическим исследовательским материалом для работы послужили СМИ ростовского региона, среди которых представители областных, районных, городских и корпоративных изданий, а также выпускаемый ими урбанистический контент. Для исследования было выбрано 7 периодических изданий и проанализировано 1550 публикаций урбанистического характера. Ведущим методом данного исследования является качественно-количественный анализ урбанистического контента прессы Ростовской области. В исследовании сформулированы выводы о том, что все рассмотренные типы региональных изданий занимают важное место в существующих процессах городской медиакоммуникации. В ходе исследования также выявлено, что среди изданий ростовского региона безоговорочную вовлечённость в процесс формировании городского сообщества демонстрируют областные СМИ. Эффективнее других типов изданий они освещают проблемы урбанизации на разных уровнях и влияют на формирование публичного мнения, на принятие решений, направленных на устойчивое развитие городов и региона в целом. 

989-997 59
Аннотация

Рассмотрены основные особенности развития диалогических жанров в онлайнсреде. Описана история развития диалогических форматов и выделены особенности их функционирования в онлайн-пространстве. В частности, отмечено влияние сетевых медиа на эволюцию диалогических форматов. В эмпирической части проведён обзор выбранных YouTube-каналов, чтобы рассмотреть, каким образом реализуются особенности диалогических форматов в онлайн-пространстве. В результате исследования была сформулирована общая характеристика эволюции диалогических форматов в онлайн-пространстве и выявлено влияние платформы размещения на формат и содержание диалогических жанров. Рассмотрены особенности роли ведущего в создании эффективного интервью, а также ведения интервью в онлайн-пространстве. В заключение сделаны выводы и предложены рекомендации для развития диалогических форматов в онлайн-среде. Перспективы дальнейшего исследования включают проведение более детального анализа эволюции диалогических форматов в онлайн-пространстве и их влияния на аудиторию. 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

998-1008 144
Аннотация

Рассмотрено понятие «мягкой силы» русского языка в рамках этнокультурного подхода, доказано, что язык нацелен на то, чтобы выражать именно национальную культурную принадлежность, конкретную самобытную среду существования культуры, культурные доминанты этноса. Обосновано, что подход к русскому языку как «мягкой силе» государства способствует развитию «культурной» дипломатии. Установлены пять функций, которые выполняет русский язык по отношению к культуре, что позволяет считать русский язык как «мягкую силу» государства (коммуникативная, интеграционная, социализирующая, трансляционная и когнитивная функции). С разных точек зрения анализу подвергнуто понятие «Русский мир» и выявлены его базовые конструкты – русский язык и основанная на нём русская культура (речевые формы экспликации узнавания ментальности, ценностей, традиций, обычаев и др.). Определена основа мягкой силы русского языка – привлекательность, целью которой является объединение (интеграция) граждан Российской Федерации, соотечественников за рубежом и всех тех, кто ощущает ментальную и духовную близость с русскими. Доказана недостаточность использования потенциала библиотечных учреждений и библиотечного сообщества для продвижения русского языка и расширения пространства его использования. Описаны и предложены подходы к решению проблем государственной культурной политики в сфере русского языка.  

1009-1016 75
Аннотация

Проанализированы основные черты русского национального характера, позволяющие расширять кругозор и спектр гуманитарных знаний, способствовать формированию и укреплению национальной культуры в современном обществе. Рассмотрены факторы, определившие специфику формирования русского национального характера, среди которых выделяется диалектика. Обоснована необходимость ориентации современных социально-экономических преобразований в формировании мировоззрения и менталитета русского человека. Русский характер рассмотрен в символах и маркерах народного этноса, знакомство с которыми отражает один из принципов культурологического описания русского языка – включение максимальной информации, способствующей вскрытию культурного своеобразия русского языка, представляющего языковую картину мира. Обоснована диалектичность особенностей русского национального характера, что находит отражение в народном сознании и традиционной культуре. Данный фактор недостаточно отражён в учебном описании фактического материала в учебниках для вузов и школ среднего общего образования с русским и другими языками обучения. Культурологические знания как составляющие русской системы ценностей должны формироваться в сознании человека и способствовать дополнению имеющихся знаний о русском языке, национальной культуре, российской морали, составляющих российскую систему ценностей, что в целом способствует формированию такого устойчивого понятия, как «русский характер». 

1017-1025 93
Аннотация

Изучена семиотическая концепция Р.О Якобсона, идеи которой связаны со структурализмом как методом познания, семиотикой как науки о знаковых системах и поэтикой как общей семиотикой текста. Проанализированы основные компоненты концепции Р.О. Якобсона, основанные на лингвокультурологическом аспекте текстологии. Обобщены его комплексный и диалогический взгляд на семиотику, уникальные особенности его исследовательской парадигмы. При рассмотрении категории «комплексность» обращается внимание на моделирование модели «смысл – текст» в аспекте сближения науки о языке с науками антропоцентрического цикла. Рассмотрение сходства и смежности метафоры и метонимии позволили Р.О. Якобсону считать, что любая метонимия наделена легкой метафорической тенью, а любая метафора имеет метонимическую окраску, и выделить формальный метод исследования, который представляет собой слияние и преобразование двух различных процессов мышления – гуманистического и научного. Учёный считал языковое сознание в некотором роде производным от этнокультурного сознания, поскольку оно отчётливо отражает представления восточных и западных людей о мире внутри отдельной национально-культурной традиции, выстраивающей свой научный взгляд, определяющей особенности организации дискурса. Категория «диалогичность», проявляющая в процессе речемыслительной деятельности индивида, реализует диалектическое единство языка и мышления, в связи с чем, имея в виду мыслительные процессы, происходящие в сознании человека, корректнее говорить о диалогичности как о текстопорождающем речемыслительном процессе.  

1026-1034 64
Аннотация

Университеты как динамично развивающиеся системы подвержены постоянным изменениям. Политические, экономические, социальные, духовные явления и процессы оказывают влияние на сферу высшего образования. В современном обществе роль университета осознаётся как миссия, что предполагает его особое предназначение. В формулировке миссии в краткой и чёткой форме отражена концепция существования и развития университета. Выделены структурные элементы миссии, отмечена её тесная связь с ценностями государственной и общественной жизни. Основная идея миссии часто выражена в девизе университета. Всесторонне пути и способы осуществления миссии освещаются в программных документах университета. Важными документами являются этические кодексы, регулирующие духовную сторону жизни университетского сообщества. Рассмотрено видение своей миссии Китайским университетом Гонконга и Токийским университетом. На основе изучения сайтов обоих университетов осуществлён сравнительный анализ. Выявлены как общие характерные черты миссий, так и их отличия.  



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)