Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 10, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ

554-567 106
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрены номинации человека, образованные с помощью названий животных (зоотропы), которые включены В.И. Далем в «Толковый словарь живого великорусского языка». Данный аспект анализа труда, уникального по составу и объёму словника, ранее не выступал предметом исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что в словаре Даля представлен настоящий, живой язык, использовавшийся на обширной территории России. Целью исследования является аналитическое описание названий животных, используемых для обозначения и характеристики, оценки человека в словаре Даля (XIX века), а также выявление сохранившихся в современном языке номинаций, по данным лексикографии XXI века.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования выступают зоотропы, содержащиеся «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля: в заголовочной части статьи, в тексте и иллюстрациях, а также последняя версия «Большого толкового словаря русского языка» 2014 года. Использовались семантический, сравнительный, словообразовательный и прагматический методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено около 90 единиц, называющих животных (зверей, птиц, рыб, насекомых, змей и пресмыкающихся), которые носители языка в XIX веке использовали для обозначения человека. 80 % из них входят в корпус зоотропов современного русского языка и зафиксированы современной лексикографией XXI века. Как показывает проведённый анализ, названия животных привлекаются для характеристики внешнего вида человека, внутренних качеств и поведения, для выражения позитивной, резкой негативной оценки и брани.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Зоотропы современного русского языка составляют значимый пласт лексики, впитавшей в себя традиционные представления русских об их ценностях. Наиболее важные порицаемые качества человека, которые обозначаются с помощью зоотропов в XIX и XXI веке, – жадность, злость, неопрятность и неряшливость, нескромность, некоммуникабельность.

568-581 64
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Сформулирована актуальность исследования и его цель, состоящая в описании иерархии ценностей, являющихся основой риторической аргументации и основным инструментом, необходимым для получения согласия адресата. Конечным этапом этой иерархии является установление ценностной основы каждого риторического жанра.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования стали научный и политический дискурсы, в текстах которых с помощью сопоставительного, риторического и контент-анализа были изучены наиболее характерные для них виды ценностей всех уровней.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализировано понятие «ценности» в значении, актуальном для риторики. Установлено, что система ценностей, лежащих в основе риторической аргументации, должна строиться отдельно для каждого вида дискурса. Она включает пять основных ярусов, отражающих смысловые доминанты соответствующей сферы общения. Первый уровень занимают универсальные ценности, употребительные во всех сферах общения. Второй уровень составляют базовые ценности, отражающие цели соответствующей сферы общественной деятельности (института). На третьем уровне располагаются личностные ценности, отражающие требуемую модель взаимоотношений участников общения, необходимых для получения запланированного результата. Четвёртый уровень описывает ценности, характерные для каждой отдельной области соответствующего дискурса. Наконец, пятый уровень является жанровым: здесь устанавливается та главная ценность, которая отвечает за единство и эффективность каждого риторического жанра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Показана связь всех уровней модели и роль каждого уровня в получении запланированного результата.

582-591 59
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Современный газетный текст является областью активного использования фразеологических единиц. Цель исследования – анализ употребления фразеологизма «больное место» в современном газетном тексте.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили газетные тексты, представленные в Национальном корпусе русского языка газетном подкорпусе. Использованы следующие методы: метод сплошной выборки, контекстный анализ, описательный, количественный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что фразеологизм «больное место» высокочастотно употребляется в газетных изданиях «Комсомольская правда», «Независимая газета», «Труд», «Известия», рассчитанных на массового читателя. Определено, что употребление в газетных текстах фразеологизма «больное место» зависит от тематики текстов. Преимущественно фразеологизм употребляется журналистами в рубриках, освещающих проблемы политики, общественной жизни, бизнеса, экономики, искусства и культуры, спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В современном газетном тексте фразеологизм «больное место» является ярким средством выразительности, экспрессивности высказывания, употребляется журналистами для усиления внимания к анализируемой проблеме.

592-605 54
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование осуществляется в контексте антропоцентрической парадигмы и посвящено теме «Человек». Рассмотрены прозвищные номинации и их своеобразные характеристики. Актуальность изучения тематической группы связана с наблюдаемыми процессами уменьшения числа диалектоносителей, интересом к исследованию народной речи и важностью регистрации имеющихся у селян сведений для выстраивания определённой лингвистической картины. Цель исследования – анализ неофициальных антропонимов небольшого села Щучье Лискинского района Воронежской области, отображённых в местном говоре.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На полевом материале изучаются именования деревенских людей, функционирующие в сфере неформального общения в воронежском говоре. Применены экспериментальный (опрос и наблюдение) и описательный (описание и сравнение) лингвистические методы исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В сельский именник входят группы прозвищных единиц, особенностью классификации которых является способ номинации, мотивационный признак и характер производной основы. Возникновение неофициальных антропонимов связано со сложившимися нормами деревенского общения. В щучинской мозаике ономастических единиц мужские, женские и семейные прозвища. Преобладают мужские антропонимы. Постулируется, что продуктивными способами образования именований выступают суффиксальный, усечения и субстантивации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Обычаи межличностного провинциального общения достаточно сильны. Самобытный деревенский именослов щучинцев, изображённый посредством народной речи, сочетающей южнорусские и украинские черты, представлен 100 прозвищными единицами и репрезентирован 21 группой. Он демонстрирует оригинальное языковое воображение сельских жителей и имеет значение не только для диалектной антропонимии XXI века, но и для русской ономастики в целом. Продолжением исследования могут стать особенности, отображающие другие характеристики неофициальных имён и их мотивационные признаки.

606-614 53
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования связана с изучением особенностей реализации туристической рекламы в таком динамично развивающимся реальном сегменте, как религия. Роль туристической рекламы возрастает, становится особенно важным изучение конкретных прагматических ориентированных языковых единиц, посвящённых религиозному дискурсу. Цель исследования – выявить лексические, морфологические единицы и стилистические приёмы, используемые в туристическом религиозном дискурсе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили рекламные тексты, продвигающие религиозные туры на страницах Интернета. Сбор и написание фактического материала проводились с помощью понятийного анализа, применялся интерпретативный анализ с целью определить и объяснить языковые особенности религиозного рекламного текста.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обращение к рекламным текстам, продвигающим религиозные туры, позволило выявить прагматически ориентированные языковые единицы. Религиозный дискурс, ориентированный на приобщение человека к вере в рамках определённой конфессии, способствует осуществлению религиозных туров (паломнических, познавательных и паломническо-познавательных). Религиозный рекламный дискурс в сфере туризма может ориентироваться на дискурсы общества потребления, но при этом придавать им новые, религиозно-сакральные очертания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявленные лексические единицы и стилистические средства в туристических рекламах на тему религиозных туров позволяют считать, что религиозная туристическая реклама имеет ряд присущих только ей характеристик и занимает своё особое место среди ныне существующих типов дискурса. Эти рекламы можно считать особыми речевыми образцами текста, направленного на осуществление прагматической функции рекламных сообщений.

ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ)

615-624 87
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Проведён анализ роли экспрессивной функции языка в устно-письменном научном и научно-популярном подстилях; определены цели работы; обоснована актуальность исследования, акцентированная на том, что устно-письменный текст научного стиля до настоящего времени остаётся недостаточно изученным; даны стилистические характеристики исследуемого жанра и на основании этого выдвинута рабочая гипотеза по ожидаемым результатам.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование лингвостилистических экспрессивных средств проведено на материалах выступлений англоязычных и русскоязычных спикеров ежегодной научно-практической конференции департамента иностранных языков Московского физико-технического института. В ходе исследования методом сплошной выборки всех стилистических приёмов в речах выступающих на конференции произведён сравнительный анализ подходов к созданию докладов двух англоязычных и трёх русскоязычных спикеров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлены сходства и различия в подходах к созданию речей для научной конференции между спикерами-носителями и не-носителями английского языка. Почти все выступающие активно пользуются экспрессивными языковыми средствами вне зависимости от того, являются ли они носителями английского языка или нет. Доминирующими стилистическими приёмами оказываются повтор, метафора и фразеологизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты приходят в противовес общему представлению о нормированности и строгости данного стиля. Сам подход к написанию текстов для презентаций скорее определяется индивидуальными предпочтениями спикера, особенностями тематики выступления и личным опытом участия в подобного рода мероприятиях, чем привязанностью к статусу носителя или не-носителя языка. Перспективы дальнейших исследований могут включать в спектр анализа большее количество образцов конференционных выступлений и/или представителей неевропейских регионов для лучшего понимания взаимосвязи между культурным кодом и научным дискурсом.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

625-633 69
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Обсуждено применение метода анализа «природы-текста», в основе которого лежит понятия «умвельт», имеющее решающее значение для этической литературной критики. Цель исследования – охарактеризовать метод анализа «природы-текста» и термин «мозговой текст», акцентировать внимание на то, что литературное творчество критика должно уважать естественный процесс создания произведений и поощрять читателей к свободной интерпретации текстов для достижения этических и моральных ценностей в познании жизни.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы книга-эссе «Памяти памяти» М.М. Степановой и роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Проведён текстовый анализ через интерпретацию, использован описательный метод, способствующий развёртыванию дальнейших научных процедур в области использования умвельта в литературоведческих целях, введён метод анализа «природы-текста», призванный вернуть литературные тексты в экологическую сферу, в умвельт.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обоснован анализ «природы-текста» в этической литературной критике, открывающий новую перспективу для литературной критики. Использование умвельт-концепции, преломлённой сквозь призму литературной критики, позволяет считать, что при чтении и критике литературного произведения должна учитываться их взаимосвязь с экологическим окружением. Литературное чтение и критика должны строиться на основе их вовлечения в окружающий мир и извлечения смыслов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Развивается новая парадигма литературной критики, суть которой сводится к тому, чтобы уделять внимание естественному процессу создания литературных произведений и читательскому опыту, поскольку как читатель, так и критик имеют собственный умвельт.

634-643 38
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В узбекском литературоведении для поэзии, созданной на двух языках, используется термин «зуллисонайн». В своё время Алишер Навои был ярким образцом такого творчества. Актуальность исследования обусловлена её связью с развитием этой литературной традиции в творчестве современных узбекских поэтов. В настоящее время поэтическая техника «зуллисонайн» стихотворений поэтов-билингвов вносит заметный вклад в укрепление литературных связей и развитие таджикской литературы в современном Узбекистане. Цель исследования состоит в выявлении значимости творчества таджикских поэтов в развитии техники «зуллисонайн» как литературного явления, сложившегося ещё в средние века и дошедшего до наших дней, которое является символом литературной дружбы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. С помощью историко-описательного, сравнительного и аналитического методов описана специфическая особенность современной литературной жизни в Узбекистане. Материалом исследования послужили произведения известных поэтов, жизнью и творчеством связанных с современным Узбекистаном.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ фактического материала показал, что в творчестве поэтов билингвов, которые пишут стихотворения на персидско-таджикском и узбекском языках, активно развивается традиция «зуллисонайн», особенно после обретения независимости Республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Поэтический стиль «зуллисонайн», как показатель традиций национальной литературы, является символом литературной и культурной дружбы таджикского и узбекского народов, живущих в гармонии на земле, и показателем творческого обогащения обоих народов, что находит отражение в таких феноменах современной литературы, как литературный билингвизм, поэтическая языковая личность.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

644-653 89
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрено структурное взаимодействие онейрического компонента поэтики романа «Преступление и наказание» с сюжетикой всего произведения. Цель исследования – определить роль онейрических миниатюр в развитии образа главного героя. Для этой цели серия снов главного героя выделяется в отдельный поэтологический конструкт, в котором прослеживаются композиционные переклички с сильной позицией первого сна.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Комплексное изучение произведения Ф.М. Достоевского базировалось на герменевтико-интерпретационном, структурно-семантическом, феноменологическом методах, методе целостного анализа с использованием приёмов мотивного анализа. Особое внимание уделяется герменевтической оппозиции первого и второго снов в плане биполярного психологизма образа Раскольникова. В концепции двусоставной поэтики текста Ф.М. Достоевского цикл онейрических миниатюр анализируется как основа внутреннего сюжета, выявляющего полный недосказанности дискурс о «новом слове» героя.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ разговора с Разумихиным о «великой грусти» показывает несовпадение в авторефлексии героя понятий «истинно великие люди» и «необыкновенные» (в контексте его статьи). Образ лошади из первого сна аллегорически соотносится с картиной кочевнической жизни, которую герой наблюдает в финале произведения, а также со сном о библейском Египте, символизирующем спасение от духовного рабства и одиночества. Подтекстовый образ пророка Моисея трактуется как образ слияния с народом, приводятся этимологические параллели имени «Родион» с египетским происхождением имени «Моисей». Также даются трактовки фамилии «Раскольников» и имени «Соня» в гностическом ключе об «ошибке» в создании мира и о его несовершенстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Экзистенциальная ошибка в умозрительной теории самого Раскольникова выводится из анализа цикла снов героя как проекции внутреннего сюжета во внешний. Данный подход представлен ключом к интерпретации эволюции образа Раскольникова от трагического отчуждения к виталистическому пробуждению.

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА

654-665 80
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Любой социальный институт предполагает научную рефлексию своей деятельности. Цель исследования – проследить историю формирования российского научного знания о паблик рилейшнз (пиарологии) как компонента социального института, охарактеризовать различные подходы к научной рефлексии PR-деятельности; выявить её национальную специфику и определить возможные форсайты.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы общенаучные методы дедукции и индукции, синтеза и анализа. Изучена и проанализирована достаточна малочисленная отечественная литература по теории и истории пиарологического знания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализированы различные точки зрения о науке о связях с общественностью – классифицирующие, проблемные, исторические. Дан анализ развития российской теории связей с общественностью и выявлены основные характеристики этапов становления российского знания о PR, которые в целом соответствуют периодизации самих связей с общественностью в России. В последние пять лет не появляются монографические и диссертационные работы по теории PR, однако значительное количество работ по медиакоммуникациям говорит о вульгаризации научного знания о паблик рилейшнз в связи с отсутствием единого научного взгляда на природу и специфику медиакоммуникаций. Обозначены задачи современного этапа развития научного знания о PR: рефлексия состояния отрасли PR; создание и легитимизация единого профессионального глоссария; регистрация и обобщение регионального опыта в сфере коммуникаций; осмысление опыта европейских паблик рилейшнз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Среди форсайтных направлений названы такие: характеристика «модельного» механизма научного описания современной PR-деятельности на примере модели коммуникаций Г. Лассуэлла, операционализация в научном континууме концептов «коммуникационный продукт», «коммуникационная технология». Областью применения результатов исследования могут быть вопросы истории коммуникационных дисциплин. В перспективах научных исследований могут быть обозначены проблемы междисциплинарного взаимодействия коммуникационных дисциплин и выдвижение форсайтной тематики научных исследований, отражающих рефлексию практической деятельности в сфере интегрированных коммуникаций.

666-680 63
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Популяризация науки играет существенную роль в современном обществе, способствуя развитию отечественной науки и технологий, формированию образованного и критически мыслящего общества. Целью исследования является рассмотрение материалов научно-популярной тематики в качестве агентов популяризации научного знания для широкой аудитории.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проведён анализ медиа «Известия Мордовии», «Столица С», «Здунов здесь», «Игорь Губайдулин и GR», «Минпромнауки Мордовии», «МГУ им. Н.П. Огарёва», «Стартап-студия «Огарёв», «Глушко». Всего было проанализировано более 1 тысячи медиатекстов, выборка для качественного анализа составила 200 публикаций за период с 1 января 2022 г. по 31 мая 2024 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Раскрыт процесс продвижения научного знания в медиапространстве Республики Мордовия, рассмотрены тематика, жанрово-функциональная классификация научнопопулярных материалов, сотрудничество университета со СМИ в процессе популяризации науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Была выделена классификация научно-популярных материалов в СМИ Республики Мордовия (по территориальной принадлежности исследования, по жанровой специфике, по объёму информации, по способам визуализации), выделен первоисточник научной информации – университетские медиаплатформы, и её распространение по другим каналам связи во временном промежутке. Прослежен процесс становления термина «мордовские учёные» в материалах СМИ, составлены рекомендации для освещения науки как для региональных, так и для федеральных СМИ.

681-689 65
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование обращено к культурному коду как к современному механизму формирования системы ценностей в средствах массовой информации. Целью исследования стало определение культурного кода города Ростова-на-Дону, который формируется региональными СМИ, а также выявление ряда концептов культурного кода, закрепившихся в сознании общества.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В ходе анализа поставленного вопроса были использованы такие методы исследования, как описание, систематизация, опрос. Эмпирическую базу исследования составили региональные интернет-СМИ: 161.ru, Rostovgazeta.ru, Donday.ru, Rostov.rbc.ru и Donnews.ru.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе систематизированы научные исследования в области понимания термина «культурный код», а также сформулированы основные элементы культурного кода, на основе чего охарактеризован «культурный код» как сложившийся под воздействием определённой культуры набор стереотипов в сознании группы людей, представляющий собой единый комплекс понятий и смыслов, которые помогают человеку идентифицировать друг друга в пределах определённой территории; проведён опрос аудитории СМИ Ростовской области, в результате чего определены основные характеристики культурного кода Ростова-на-Дону в понимании горожан; проанализирован контент региональных СМИ, формирующий культурный код города; с помощью сравнительного метода сопоставлены элементы культурного кода, которые существуют в сознании аудитории, и те, которые транслируют СМИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В результате проведённого опроса было определено, что 80 % респондентов считают, что Ростов-на-Дону нуждается в корректировке или обновлении культурного кода. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения динамики культурных изменений и их отражения в региональном медиапространстве.

690-700 66
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Несмотря на всестороннее изучение и исследование текстов СМИ, присутствие архетипических сюжетов в медиа мало изучено, не осмыслено системно и требует типологического структурирования. Цель исследования – рассмотрение существующих классификаций архетипических сюжетов и формулировка собственной классификации, подходящей для медиатекстов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Безусловно, ряд исследователей, таких как Х.Л. Борхес, В.Я. Пропп, Дж. Кэмпбелл, К. Юнг, обращались к типизации архетипов в художественных произведениях. Однако конкретно в медиа и современных информационных сюжетах их практически никто не изучал, тогда как почва и материал для изучения встречается практически ежедневно и повсеместно. В исследовании применялись сравнительно-исторический и аналитический методы, позволяющие более внимательно рассмотреть существующие классификации архетипов и дать им оценку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучена и систематизирована классификация архетипов, а также дана актуальная классификация архетипических сюжетов для современных медиапродуктов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выделены архетипические связки, как основные: приключение, подвиг, трансформация, обличение, рок, мудрость. Владея полными знаниями о разновидностях и проявлениях архетипических сюжетов, журналист может легко влиять на аудиторию, улучшая свой материал, делая его интереснее и доступнее, подавая сложные темы просто и структурно чётко.

701-710 97
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Деятельность телевидения обесценивается вследствие утраты им эксклюзивности в создании видеоконтента и распространении видеоинформации. Однако телевидение обладает творческими и техническими ресурсами, профессионалами, школой для производства программ, нацеленных не только на поддержку общества потребления и политических манипуляций, но и на развитие фундаментальных смыслов и укрепление ценностей – культуры, памяти, национального достояния. Разрыв, произошедший между восприятием телевидения и его преимуществами и опытом в создании контента, является проблемой, влияющей на развитие медиаотрасли и тележурналистики. В то же время производство телевизионных спецпроектов на основе культурных событий соотносится с актуальным для России направлением культурных индустрий, что позволяет переосмыслить значение телевидения. Цель исследования – сопоставить творческие характеристики специальных телевизионных проектов с критериями культурных индустрий и зафиксировать выявленные тождества.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирическая база исследования – спецпроекты регионального телеканала «Санкт-Петербург», представляющие собой репрезентации культурных событий, базирующиеся на технологии прямого эфира и использующие выразительные средства телевидения. В исследовании применялся метод кейс-стади, а также сравнительный анализ подходов создания телепроектов и критериев культурных индустрий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сопоставление современных специальных телепроектов с теорией креативных индустрий выявило соответствия в таких положениях, как: а) высокие риски; б) противопоставление креативности и коммерции; в) высокие затраты на производство и низкие затраты на тиражирование; г) отношение к полуобщественным благам и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Модели подобных телепроектов соответствуют характеристикам культурных индустрий, что развивает теоретический взгляд на телевидение и актуализирует его возможности в условиях трансформации медиа.

711-722 89
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследовано применение концепции управления восприятием для оптимизации имиджа социальной сети «ВКонтакте». Рассмотрена научная эволюция применения теоретических аспектов данного подхода из первоначальной, военной, парадигмы в область коммуникаций как внутри, так и вовне социальных сетей с целью продвижения предлагаемых ими услуг в коммерческой среде. Целью является исследование и анализ применения концепции управления восприятием для оптимизации имиджа социальной сети «ВКонтакте».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проанализированы существующие современные теоретические аспекты и практические подходы, используемые для влияния на восприятие существующими и потенциальными участниками бренда онлайн сообщества. Использованы такие методы исследования, как контент-анализ и анализ статистических данных. На примерах общественно доступных материалов проанализирована рекламная кампания социальной сети «ВКонтакте» и проведён её сравнительный анализ с лучшими международными практиками в парадигме управления восприятием.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предложены средства и приёмы, которые могут быть использованы для управления восприятием имиджа социальной сети в условиях современных международных трендов и вызовов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование показывает, что управление восприятием бренда социальной сети является эффективным подходом к оптимизации имиджа социальных сетей, и рекламная кампания социальной сети «ВКонтакте», проведённая с учётом основных принципов такого подхода, может способствовать успешному продвижению этой соцсети в современной информационной среде.

723-732 53
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы обоснована вниманием общества к ментальному здоровью журналистов в связи с напряжённой геополитической обстановкой: UNESCO в 2022 г. выпустил программный документ «Безопасность журналистов, освещающих травматические события и события, связанные со страданиями». Цель исследования – выявить симптомы синдрома эмоционального выгорания у молодых журналистов Пензенской области и соотнести их с показателями удовлетворённости работой в редакции.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Ведущим методом являлся анонимный опрос региональных журналистов (на базе СМИ Пензенской области) в возрасте 20–30 лет по психологическим методикам диагностики уровня синдрома эмоционального выгорания и удовлетворённости трудом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В редакциях имеет место приоритет коллективного дела над индивидуальными достижениями: об этом говорят высокие показатели по шкале редукции личных достижений. Однако ориентация на коллективную работу повышает удовлетворённость собой. По сравнению с теми испытуемыми, у кого были зафиксированы высокие показатели эмоционального истощения и деперсонализации, выраженность синдрома эмоционального выгорания в группе испытуемых с редукцией личных достижений ниже почти в два раза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Можно говорить о довольно высоком уровне лояльности пензенских журналистов к своей редакции – порядка 65 %. Однако остальная часть молодых журналистов не получает моральной или материальной поддержки в нужной степени. Полученные диагностические данные можно использовать на занятиях по медиапсихологии для студентов-журналистов и для разработки тренингов.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

733-742 41
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование представляет собой философско-культурологический анализ вещи как культурной формы, структурирующей пространство и время повседневного бытия человека, причём главный акцент делается на том, что, создавая и репрезентируя хронотоп, вещь выступает не только в качестве структуризатора пространства и времени, но и по отношению к хронотопу занимает две позиции: 1) находится внутри него – внутренняя вещь (хронотоп вещи) и 2) вне его – внешняя вещь (вещь хронотопа), что позволяет вещи в полной мере реализовывать свои символические функции. Цель – обосновать тезис о том, что вещи как носители смыслов, как символические объекты и как хронотопоиндикаторы являются структурирующими и стабилизирующими элементами человеческой культуры.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Изложен материал, полученный в результате анализа и синтеза как философских, так и культурологических исследований вещи как объекта и феномена культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Вещь является сложной сущностью и культурной формой, которая взаимодействует с хронотопом двунаправленно, объективизируя и субъективизируя его. Она может выступать как «объект» и как «феномен», и её символический смысл может быть глубоким и многогранным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Материал, изложенный в исследовании, предназначен для фундирования прикладных исследований пространственно-временной структуры повседневности человека, а также для социокультурного проектирования в области сохранения и актуализации культурного наследия.

743-754 61
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрение культурологических аспектов в сфере образования является актуальной проблемой на сегодняшний день, так как способствует не только повышению общего культурного уровня личности, но и помогает выполнению основных задач, стоящих перед образованием в Российской Федерации. Обращение к данным аспектам на разных ступенях образования, таких как начальное образование, среднее общее образование и высшее образование, предполагает в первую очередь обращение к культурным традициям страны, так как это комплекс знаний и ценностных представлений о художественно-эстетической, физической, политической, семейной, поведенческой и других составляющих, определяющих гармоничное взаимодействие людей внутри целостного общества. Целью исследования является раскрытие важности применения основных культурологических аспектов на разных этапах формирования личности в сфере образования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Представлен материал, полученный методами анализа и обобщения, систематизации знаний о роли культурологических аспектов и принципов в современном образовании, возможности их применения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Знакомясь с различными культурными традициями, обучающийся постигает азы межкультурной коммуникации, культурные особенности каждого народа, что позволяет научиться понимать исторические, социокультурные и духовные особенности русского народа и возможности мирного, уважительного сосуществования между народами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Культурологические аспекты являются своеобразным ориентиром для развития творческой, саморазвивающейся личности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)