РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
Рассмотрены актуальные вопросы адаптации арготических слов в общенародном русском языке и влияние криминальной субкультуры на законопослушное общество. В ближайшее время в лексико-тематическом плане в арго должны произойти резкие изменения в связи с борьбой государства против воров в законе и экстремистской организацией АУЕ* (в октябре 2020 г. Минюст РФ сообщил о включении движения АУЕ* в перечень запрещённых в РФ экстремистских организаций, его деятельность на территории России запрещена). Из-за большого количества арготизмов, перешедших в общенародный язык, наблюдаются проблемы перевода с одного языка на другой. Они содержатся в несоответствии реалий между различными народами, особенностями криминальных сообществ и эмоциональности уголовных лексем. Отмечено, что в последнее время наблюдается частое употребление грубой и ненормированной лексики в любой сфере и при любом языковом общении. Основную массу этих слов составляют арготические лексемы. Особое место в исследовании отведено проблемам экспертов-лингвистов. Нередко бывшие арготизмы законопослушным населением используются как инвективы, см., например, слова мусор, мент – «сотрудник правоохранительных органов». Причём суды часто автоматически воспринимают подобные слова как лексические единицы, содержащие неприличную форму и не учитывают речевую ситуацию, контекст и другие аспекты лингвистического анализа.
Предметом исследования являются возможность, целесообразность и допустимость применения понятия речевая стратегия дискредитации в процессе осуществления деятельности экспертов и специалистов в сфере судебной лингвистической экспертизы. Актуальность анализа обусловлена существованием тенденции к введению понятий дискредитации и речевой стратегии дискредитации в нормы действующего законодательства и (или) практику судебной лингвистической экспертизы. В ходе исследования выявлены значимые признаки данной речевой стратегии, высказываются и обосновываются суждения о релевантности как самого понятия речевой стратегии дискредитации в целом, так и её основных тактик для решения ограниченного круга экспертных задач, связанных с выявлением признаков унижения чести и достоинства, умаления деловой репутации физического и (или) юридического лица, оскорбления и клеветы, лишь в тех случаях, когда в спорном тексте выявляются негативные сведения, выраженные в форме утверждения (верифицируемые), в отношении указанных лиц. Подробно проанализирован пример некорректного обращения к понятийному аппарату речевой стратегии дискредитации в судебно-экспертном исследовании, проведённом по делу о защите деловой репутации юридического лица. По результатам описанного исследования установлены вытекающие из природы судебно-экспертной деятельности ограничения в использовании понятия речевой стратегии дискредитации, не характерные для деятельности научно-исследовательской.
Актуальность исследования языкового законодательства Украины определяется его мононациональной направленностью и социальной неадекватностью. Цель статьи – вскрыть завуалированную основу украинизации, начиная от её терминологического осмысления М. Грушевским (1907 г.) до юридического закрепления на уровне государственного строительства, охватывающего три этапа: этап революционно-хаотичной украинизации (1917–1919 гг.), этап частичной украинизации в рамках СССР (1920–1991 гг.) и этап полной украинизации независимой Украины (с 1991 г.). Последний из них демонстрирует скрытые ранее направления и методы современной украинизации – обособление территорий от русского мира на основе «национальной идеи», что требует отдельного рассмотрения украинского законодательства, сопровождающего этот процесс. С социальной точки зрения его легитимность проблематична, поскольку оно не способствует развитию национального языка. В качестве инструментов, позволяющих сохранить его культурный потенциал, предлагаются определения главным функциональным составляющим национально-языковой политики: понятий языков национальностей, родного, государственного, официального, регионального и нетерриториальных языков. Доказывается, что противоречие между их объективной природой и субъективностью идеологической трактовки приводит к социальным конфликтам, разрушающим основы государства и права. Сделан вывод, что статус языков в многонациональном государстве устанавливается не политическими декларациями, а идеей сохранения культурного потенциала всех национальных сообществ вне зависимости от территории их проживания и национально-языковой принадлежности граждан.
Актуальность исследования обусловлена природой феномена междометных глаголов, составляющего часть грамматической картины мира русского языка. Целью работы ставится выявление новаций в области форм, семантики и функционирования междометных глаголов в русскоязычном переводе веб-манхвы “Sweet Home” («Милый дом»). Задачи работы включают: обоснование позиции автора относительно частеречного статуса междометных глаголов; определение принадлежности производящих для междометных глаголов к семантическим полям, подполям, группам; определение субъектных // объектных отношений при функционировании форм; выявление формальных новаций у междометных глаголов в русскоязычном переводе веб-манхвы. Предметом исследования выступают особенности форм и функций междометных глаголов в жанре веб-манхвы как разновидности комикса. Использованы структурно-грамматический, функциональный методы, метод семантической классификации глагольной лексики. Проанализирована принадлежность употреблений междометных глаголов к лексико-семантическим полям и группам глаголов русского языка. Выявлено доминирование глаголов поля действия, подполя физического воздействия на объект, подполя перемещения глаголов в пространстве; лексико-семантических групп глаголов перемещения в пространстве, глаголов давления, приведения объекта в состояние непокоя. Скорректирована по отношению к жанру манхвы классификация семантических моделей производящих глаголов. Выявлены новые для русского языка формы междометных глаголов. Выводы: новации в области междометных глаголов обусловлены спецификой жанра вебманхвы как разновидности комикса и способствуют расширению представлений о возможностях морфологии русского языка. Результаты работы могут быть использованы при типологизации частей речи и явлений окказионального формо- и словообразования, при исследовании лексико-семантических группировок глагольной лексики.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что словообразовательный потенциал языковых единиц не раз становился предметом лингвистического исследования. В то же время вопрос о словообразовательном потенциале английских заимствованных слов в политической лексике современного русского языка остаётся недостаточно изученным. Цель настоящей статьи состоит в описании словообразовательного потенциала англицизмов в политической лексике современного русского языка. При исследовании в основном используются описательный метод и словообразовательный анализ. Материалом настоящего исследования послужили 302 корневых англицизма и их производные, которые были отобраны методом сплошной выборки из ряда словарей иностранных слов, например, «Словаря англицизмов русского языка» (под ред. А.И. Дьякова), «Словаря новейших иностранных слов (конец XX – начало XXI в.)» и др. В результате исследования выявлены основные лингвистические и экстралингвистические факторы, которые оказывают большое влияние на словообразовательный потенциал англицизмов политической тематики. Кроме того, выделяются основные типы «политических» англицизмов, которые обладают высоким или низким словообразовательным потенциалом. Результаты настоящего исследования могут быть полезны при изучении проблемы словообразовательного потенциала англицизмов в политической сфере.
На основе теории текста в контексте лингвокультурологии проанализированы полные тексты новогодних обращений глав государств России и Китая за 2013–2022 гг. в планах содержания и выражения, организованы и обобщены высокочастотные слова с помощью программы antconc и SEO для создания карт облака слов, которые визуально представляют содержание исследования и помогают в анализе структуры текста. Доказано, что новогодние обращения В.В. Путина и Си Цзиньпина имеют сходство и различия. Новогодние обращения глав двух стран имеют стабильную структурную основу. Содержание новогодних обращений состоит из двух частей: первая ‒ это выражение пожеланий на Новый год, а вторая ‒ краткое подведение итогов работы за прошедший год, постановка планов и целей на следующий год. Темы новогодних обращений продолжаются и меняются в зависимости от различных политических, экономических и современных контекстов. В темы текста встроена идеология. Новогодние обращения В.В. Путина отражают национальную культуру России. В них используются риторические средства, такие как риторическая модификация, метафора, градация и риторическое восклицание. А также используется интертекстуальность в выражении идеологии, чтобы выразить эмоциональный резонанс и укрепить идентичность с Родиной. В новогодних обращениях Си Цзиньпина культурная тематика год от года усиливается, широко используются такие риторические приёмы, как цитата, сравнение и параллелизм, что имеет эффект широкого распространения.
Проанализированы способы лексической репрезентации пространственного континуума как компонента авторской языковой картины мира в повести писателянеореалиста И.А. Бунина «Суходол». Таким образом, объектом исследования выступает концепт «Пространство». Предметом научно-исследовательского интереса является концептуальная лексема «Суходол», объективирующая пространственный компонент авторской языковой картины мира в одноимённой повести И.А. Бунина. Концепт «Пространство» занимает важное место в когнитивной лингвистике, поэтому актуальность представленной статьи, состоящая в обращении к проблеме лексических средств репрезентации миромоделирующей универсалии пространство и методике её описания, не вызывает сомнений. Цель исследования состоит в выявлении языковых механизмов объективации пространства в повести «Суходол», выстраиваемого с участием одноименного топонима. Обозначенная исследовательская цель реализована в ряде задач, состоящих в анализе особенностей функционирования топонима «Суходол» и его производных дериватов, в выявлении и анализе их роли в формировании авторской языковой картины мира. В выводах обосновано, что авторская языковая картина мира, важным компонентом которой является пространство, имеет концептуальный характер, объективируемый системой индивидуальных средств лексической репрезентации, важное место среди которых принадлежит концептуальной лексеме «Суходол». Материалы исследования могут найти практическое применение в вузовских курсах по текстологии, когнитивной лингвистике, лингвистическому анализу текста.
Представлены результаты анализа словообразовательных неологизмов, вошедших в русский язык во время пандемии коронавируса. Тексты медийного пространства, выступившие материалом исследования, наглядно демонстрируют активные процессы, происходящие в настоящий момент в лексике и словообразовании русского языка. Неологизмы, отобранные методом сплошной выборки, были классифицированы автором по группам в зависимости от способов словопроизводства. Наиболее частотными способами узуального словопроизводства выступили суффиксальный способ и осново- и словосложение. Наряду с узуальными способами при словопроизводстве «пандемийных» неологизмов достаточно часто использовались неузуальные способы словообразования (контаминация, междусловное наложение, графогибридизация). Проводя аналогию с англоязычным медийным дискурсом, указано на то, что часть контаминантов вошла в русский язык в готовом виде в результате заимствования из английского языка. Также показаны явления полисемии и синонимии среди «пандемийных» неологизмов. Сделан вывод о том, что неологизмы эпохи пандемии отражают общие тенденции, происходящие в словообразовании русского языка в XXI веке. Полученные данные могут быть использованы при составлении словаря русского языка эпохи пандемии, а также в курсах лекций по лексикологии и словообразованию русского языка.
ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ)
Цель исследования – определить языковые средства в смысловой реализации концепта «Деятель» в переводе произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на материале современного немецкого языка. Рассмотрена сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как особый литературный жанр. Основное внимание уделяется описанию средств репрезентации концепта «Деятель» на материале немецкого и французского языков. Научная новизна работы заключается в том, что впервые выделены герои, которые представлены в произведении как деятели, выявлены средства их репрезентации, подтверждена их принадлежность к концепту «Деятель». В результате исследования были изучены особенности репрезентации концепта «Деятель» в переводе сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на немецкий язык, а также проведено сравнение особенностей репрезентации изучаемого концепта в языке-оригинале. Сделан вывод, что концепт «Деятель» репрезентируется посредством использования аналогичных конструкций при описании трёх выбранных для исследования персонажей. Определены перспективы дальнейшего исследования проблемы, а именно, выявление особенностей средств лексической репрезентации концептов в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на материале немецкого и французских языков.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрены особенности принципов структурного построения романа Ф.М. Достоевского «Идиот» и дан анализ каждого выявленного структурного принципа в отдельности. Цель работы – попытка ответить на вопрос, каким образом могут сосуществовать в пределах одного художественного целого дуализм, диалогичность, моноцентризм и «полифония» как структурообразующие компоненты текста. Актуальность такой постановки вопроса состоит в том, что изучение структуры романа «Идиот» зачастую происходит в контексте только одного из выделенных структурных принципов, что ограничивает целостное восприятие текста. Опираясь на структурный и герменевтический подходы, можно заключить, что все основные принципы структурного построения исследуемого романа определены особенностями художественной природы образа князя Мышкина, который, соответствуя общей дихотомичности романа, сам является амбивалентным и принципиально диалогичным; через данную разомкнутость к диалогу на уровне сюжетно-композиционного устройства текста реализуется моноцентрическое движение к фигуре Мышкина; но, начиная со второй части романа, полифонически неслиянные голоса-сознания других персонажей вытесняют «голос» князя, выявляя его имманентную «невоплотимость». Так, метапоэтика романа «Идиот» определяет особенности структурного построения текста, где «синтетичный» герой существует в особой романной структуре, которая представляет собой многомерное полиструктурное соединение, строящееся на принципах диалогичности, дуализма, моноцентризма и полифоничности.
Целью работы является анализ мотива массового психоза в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это актуально именно сейчас, когда в литературоведении наметилась тенденция пристального изучения мотива безумия в творчестве писателя как частного случая мотива сумасшествия в русской литературе. Предметом исследования стало рассмотрение этого мотива в качестве приёма пародии, создающего уникальную сатирическую палитру социально-политической жизни страны в эпоху 1920–1930 гг. Поэтому методология статьи включает, наряду с традиционными историко-культурным и мифопоэтическим подходами, психографический комментарий. В результате к анализу привлекаются источники из разных гуманитарных сфер человеческой деятельности: художественной литературы, историографии, культурологии, религии и психиатрии. Среди них: методическое руководство по организации массового пения на местах «Массовые празднества» (1927) Е.Ф. Рюмина, история захоронений на Ваганьковском кладбище, роман А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов» (1869) и связанная с ним идеология литературных течений начала ХХ века (символизма и Пролеткульта), эмигрантский роман И.С. Лукаша «Дьявол» (1922), журнальный вариант повести Н. Огнёва (М.Г. Розанова) «Дневник Кости Рябцева» (1926– 1928), работа английского историка религии Д. Робертсона «Первоначальное христианство» (рус. перев. 1930), очерк Н. Калашникова «Граф Калиостро, чародей прошлого века» (1893). Особое внимание акцентируется на психиатрической практике по усмирению буйных больных. Сделан вывод о том, что для воссоздания мотива массовой истерии булгаковская пародия проходит путь от высокого к низкому, от смеха к печати ужаса на лице.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА
Рассмотрено влияние антивакцинаторского движения и его субстанциональных ценностных установок на пользователей социальных сетей в условиях пандемии COVID-19. Исследование было проведено на материалах социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Telegram. Всего было проанализировано методом коммуникативного контентанализа через моделирование количественных и качественных данных 2700 публикаций в период с 12 марта 2020 г. (начала пандемии) по 31 декабря 2021 г. При систематизации результатов использовался общенаучный описательный метод. Выявлены четыре дискурсивные практики антивакцинаторского медиадискурса, направляющие пользователей социальных сетей на восприятие определённого аспекта вакцинации и предполагающие различное обоснование стратегий сопротивления вакцинированию. В каждой дискурсивной практике представлены основные темы фейковых сообщений, также отмечены аргументативные модели антипрививочников в медиатекстах. Рассмотрена проблема оценки и интерпретации фактов в современном медиадискурсе. По результатам исследования сформулированы характерные черты сформировавшегося «цифрового партизанского медиадискурса», обозначены инструменты лингвобезопасности в социальных сетях. С целью охраны здоровья населения предложено сформировать программы по подготовке новых высокоспециализированных профессионалов, таких как «инфодемиолог», где в равной степени будут учитываться информационные и биологические аспекты общественного здравоохранения.
Определена роль корпоративных медиа как основополагающего элемента медиауниверсума вуза в формировании его имиджа. Обозначена проблема построения имиджа университета, который в современных условиях вынужден конкурировать на профильных рынках (рынках абитуриентов, труда, репутаций и т. д.) в глобальном контексте. Рассмотрены сложившиеся подходы к толкованию категории «имидж университета». Имидж применительно к высшему учебному заведению в данном исследовании рассмотрен как совокупность наиболее ярких характеристик учебного заведения, отличающих его от конкурентов. Выделены 4 составляющих в структуре имиджа вуза: внутренний имидж, региональный имидж, национальный имидж, международный имидж. Материалы корпоративных изданий вузов последних лет иллюстрируют каждый из названных компонентов рассматриваемой структуры имиджа. В качестве примеров приведены материалы корпоративных изданий НИТУ «МИСиС», НИУ «Томский государственный университет», НИУ «Белгородский государственный университет», Донского государственного технического университета, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и др. Особое внимание уделено международной составляющей, что определяется процессом интернационализации высшего образования, усилением международного измерения деятельности вузов.
Рассмотрена специфика рекламных интеграций в видеоконтент социальной сети TikTok, их жанрово-стилистические и языковые особенности, функции и форматы. Отмечено, что нативная реклама становится важным инструментом нейтрализации недостаточного внимания и негативного отношения реципиентов к рекламным сообщениям. Это обусловлено, в частности, тем, что информация такого рода воспринимается аудиторией как естественная составляющая образа блогера благодаря высокой степени персонификации и прямой связи с личностью, которая является для реципиентов авторитетной. Среди наиболее распространённых форматов рекламных интеграций выделены покупка пользователями авторских хэштегов и запуск челленджей; собственно нативная реклама; таргетированная реклама; TopView и др. В качестве основных функций рекламных интеграций в рассматриваемой социальной сети выделяются следующие: нахождение лояльной аудитории в короткие сроки; предоставление информации о рекламируемом продукте; вовлечение аудитории в процесс коммуникации и формирование положительного образа товара/услуги в сознании целевой аудитории. Особое внимание уделено типологии жанров и языковых особенностей нативных рекламных интеграций в социальной сети TikTok. Материалом для исследования послужили 158 видеороликов 2020–2022 гг., содержащих информацию рекламного характера.
Система средств массовой информации XXI века существенно отличается от той, которая была на рубеже веков. Массмедиа претерпели значительные изменения, что связано в большей степени с возросшими техническими возможностями как отправителей медиаконтента, так и его получателей. Значительные объёмы оперативной информации в таких условиях передаются через интернет-СМИ, которые в условиях конвергенции сочетают в себе возможности печатных изданий, теле- и радиоканалов. Значительный пласт актуальной информации на различные темы передаётся через социальные сети. Рассмотрена актуальность политического дискурса в интернет-пространстве региона. Выбор проблематики проанализированных в работе материалов продиктован неизменной актуальностью политического дискурса в современных массмедиа. Целью исследования стало всестороннее изучение предположения о том, что материалы на политическую тему обладают значительным потенциалом для побуждения массовой аудитории к диалогу; при этом часто вокруг подобных материалов организуется полемика между различными пользователями социальных сетей. Изучен алгоритм ведения полемики в социальных сетях, выявлена её востребованность у аудитории пользователей в регионе. Эмпирическую базу исследования составили паблики в социальных сетях, пользующиеся популярностью у жителей Тамбовской области. Кроме того, обращается внимание на аккаунты глав других регионов ЦентральноЧерноземного региона – Белгородской, Воронежской, Курской областей. При отборе материалов для анализа использовался метод сплошной выборки, при этом ключевым критерием для отбора текстов стали популярность интернет-пабликов и наличие значительного числа реакций на материалы, выражаемых доступными пользователям средствами (вербальными и невербальными). В результате исследования выявлена высокая степень популярности политического дискурса в социальных сетях у региональной аудитории, её активность в обсуждении медиаматериалов. Установлено, что значительная часть таких публикаций сопровождается полемикой в социальных сетях, в развитии которой участвуют как авторы публикаций, так и (в большей степени) массовая аудитория читателей. Сделан вывод о том, что паблики в социальных сетях могут способствовать росту рейтингов политических лидеров, укреплению их позиций и, как следствие, росту доверия аудитории электората.
Статья посвящена проблемам лингвистических искажений медиаобраза страны, удалённой от страны-имиджеполучателя в медиатекстах её СМИ. Исследованы медиатексты, освещающие жизнь Нигерии в «Российской газете» за 2020–2021 гг., их тематика, жанровые особенности и специфика выбора языковых средств. В процессе лингвистического лексико-семантического анализа наиболее частотных лексем в них выявлена резко отрицательная оценочность, характеризующих жизнь и деятельность нигерийского государства. Доказано, что подобный смысловой сдвиг в освещении Нигерии означает односторонность её представления, отрицательно влияет на формирование её медиаобраза, мешает созданию позитивного и перспективного имиджа Нигерии в странах далёкого зарубежья и оказывает негативное влияние на общественное мнение этих стран.
Цель исследования – проанализировать специфику функционирования йеменских «новых СМИ», связанных с использованием Интернета и цифровых технологий, уделив особое внимание функционированию гражданской журналистики. Затронуты проблемы изучения арабских онлайн-коммуникаций в контексте региональных и внутригосударственных конфликтов. Рассмотрены материалы, отражающие активность разных групп гражданского общества в современном Йемене. Проанализированы изменения в потреблении медиапродуктов в ситуации гражданской войны, особенности интернет-коммуникаций и некоторые противоречия медийного дискурса в йеменском секторе Интернета. Опираясь на социокультурный и информационно-культурологический подходы к СМИ, мы отметили причины отставания «новых медиа» и установили факторы, влияющие на характер гражданского активизма. Особенно важным фактором стало воздействие массовой культуры, отражающей закономерности глобализации. Сделаны выводы о причинах отставания национальных СМИ в эпоху «дигитального разрыва», вызванного экономическим кризисом и гражданской войной. Перспективой изучения гражданского активизма в Сети станет анализ влияния «арабской весны» на студенческую аудиторию в Адене.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Представлен аналитический обзор основных вех духовного развития личности великого писателя Ф.М. Достоевского с позиций православного вероучения и нравственности. Актуальность исследования обусловлена высоким интересом к его жизни и творчеству у каждого поколения читателей и наличием глубинной связи его духовных исканий с нравственными проблемами, волнующими наших современников. Используя биографический, культурно-исторический и историко-функциональный методы исследования, выстроена трёхчастная модель духовного возрастания Ф.М. Достоевского, стержневым образом в которой является личность Иисуса Христа. Рассмотрены особенности восприятия писателем православного вероучения на каждом этапе его жизненного пути. В завершение работы сделан вывод о высоком миссионерском и педагогическом потенциале, содержащемся как в художественных произведениях, так и в фактах биографии классика русской литературы, приведены примеры нравственного воздействия его жизни и творчества на судьбы конкретных людей. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании русской литературы, основ православной культуры и других дисциплин в курсе средней образовательной школы, а также средних специальных и высших учебных заведений.
Целью исследования является рассмотрение танцевальной культуры провинциального дворянства Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века. С позиции культурологического подхода проанализирована эволюция бальной культуры в России как социокультурного феномена, основанного на взаимосвязи семейного, общественного образования и воспитания молодёжи русского провинциального дворянского сословия. Проанализированы учебные планы и программы учебных заведений Тамбовской губернии: дворянского училищного корпуса, Правительственной мужской гимназии, Питиримовской гимназии, а также частных учебных заведений: гимназии Пташник, музыкального училища, Екатерининского учительского института, Александрийского института благородных девиц, Епархиального женского училища и др. Определена важность основных характеристик танцевального вечера и его функционального значения для русского общества. Установлена роль учебных заведений Тамбовской губернии в хореографическом обучении и воспитании провинциального дворянства. Охарактеризованы общественные, купеческие, частные балы. Рассмотрены изменения бального танца, детерминированные социокультурными процессами в Российской культуре и образовании. Сделан вывод о необходимости возрождения танцевальной бальной культуры и наполнении её региональными особенностями, собственным характером и содержанием, традициями, обрядами, верованиями. Определена роль танцевальной культуры в сохранении эстетических ценностей в современном обществе.
Эволюцию статуса ювелирных украшений в истории культуры и их роль в межкультурных взаимодействиях интересно рассматривать в соотнесении периодов концептуальных общественных трансформаций. Целью исследования является изучение основных культурологических подходов к процессу развития, выявление актуальных направлений в изучении культурных диффузий в контексте ювелирного искусства. Проанализированы мотивы и функции украшений, проведённая систематизация позволяет определить место ювелирных украшений в межкультурных взаимодействиях на примере древних Азиатских культур (Тибета, Монголии, Малых народов Китая), обладающих значимым как материальным, так и духовным наследием и демонстрирующим признаки культурной диффузии, проницаемости. Эта цивилизационная общность проникнута большой суммой влияний, которые имеют свои закономерности: направления и ритмы. Традиционное ювелирное искусство этого региона демонстрирует многообразие технологий и материалов при их стилистической преемственности, общих культурологических корнях. Рассмотрены вопросы происхождения украшений, которые, скорее всего, возникли одновременно с появлением одежды, костюмного комплекса; являются неотъемлемой частью человеческой цивилизации и, бесспорно, оказали огромное влияние на её эволюцию. Выводы: определение маркеров культурной диффузии посредством комплексного сравнительно-типологического анализа жанров, материалов, художественного стиля в традиционном ювелирном искусстве Центральной Азии, в том числе малых народов южного Китая, Монголии и Тибета в современном авторском ювелирном искусстве Строгановской школы через призму инноваций формообразования русского авангарда 1910–1920 гг. как раз определяют основные культурологические подходы.
ISSN 2782-5868 (Online)